В целом, финансовое состояние области стабилизируется и является устойчивым. Повышение финансовой устойчивости регионов в условиях бюджетной реформы.
После детального рассмотрения и анализа регионального бюджета Самарской области с различных сторон, выявлено, что данный субъект РФ является финансово устойчивым, но все же имеются отклонения в финансовом управлении бюджетом. Однако такая ситуация складывается далеко не во многих регионах. Большинство субъектов в настоящее время имеют достаточно серьезные проблемы в этой сфере.
Так, например по словам Евгения Бушмина, председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, ситуация в экономике и в бюджете многих субъектов РФ в настоящее время настолько критична, что без кардинальных изменений как в самой их экономике, так и в организации бюджетного процесса никак не обойтись.
Социально-экономическое развитие субъектов РФ в режиме целенаправленного, эффективного и устойчивого роста невозможно без оптимального сочетания централизации и самостоятельности регионов, что, в свою очередь, требует обеспечения сбалансированности составных частей в триаде: функции - полномочия - ресурсы.
Однако в Российской Федерации прослеживается тенденция к централизации доходов в федеральном бюджете в ущерб бюджетам субъектов Федерации. Таким образом, провозглашаемая самостоятельность регионов фактически не подкреплена финансовыми ресурсами, что предопределяет наличие лишь около десятка регионов-доноров из общего количества субъектов.
Поэтому для решения подобной задачи наиболее целесообразно проводить в форме разработки региональной программы-стратегии, которая должна проходить в несколько этапов.
. Проведение анализа и оценка стартовых условий и ограничений перспективного развития региона. Для этого изучается ресурсный и финансовый потенциал, оцениваются риски, исследуются внутренние и внешние рынки, а также система хозяйственных связей, анализируется федеральное и региональное законодательство.
. Разработка общей концепции программы-стратегии укрепления финансового состояния региона.
. Формирование дерева целей и системы приоритетов, а также установка критериев их достижения. На этой стадии проводится декомпозиция главной цели (в соответствии с рисунком 1).
Рисунок 1 - Декомпозиция главной цели
. Разработка программных мероприятий с их последующей детализацией. В ходе этого этапа определяются «точки роста» экономического развития; производится конкурсный отбор конкретных мероприятий, имеющих под собой реальные инвестиционные и инновационные проекты.
. Создание графика финансирования программных мероприятий с указанием конкретных сроков и целевых показателей.
После этого приступают к стадии практической реализации выработанных мероприятий по укреплению финансового состояния региона, в ходе которой для преодоления фактора неопределенности, предотвращения нежелательных событий целесообразно применять комплекс мероприятий по страхованию рисков, а также проводить тщательный контроль и мониторинг достигнутых результатов на предмет их соответствия поставленным задачам.
Вместе с тем дотационным районам использовать средства бюджета на разработку и реализацию стратегий и программ развития не представляется возможным. В этой ситуации необходимо прибегать к альтернативным источникам финансирования.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|