год был не менее трудным для представительных и исполнительных органов власти региона в области рационального и эффективного планирования и исполнения областного бюджета, по причине выхода из посткризисной ситуации. Этим обуславливается достаточно неравномерное исполнение расходов, которое находится в рамках от 63% до 168,9%. То есть в 2010 году расходы на социальную политику фактически не выполнены примерно на 9,9 миллиардов рублей или 37%, расходы на охрану окружающей среды на 95 миллионов рублей, то есть на 18,4% меньше запланированного объема, также были сокращены расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в размере 495 миллионов рублей, что составляет 11,3%. Одновременно с этим значительно увеличились расходы в такие отрасли как культура, кинематография, средства массовой информации и жилищно-коммунальное хозяйство, в последнюю область было направлено на 381,8 миллионов рублей больше, чем было запланировано. Однако, не смотря на такие колоссальные расхождения в планировании и фактическом использовании бюджетных средств, в среднем бюджетные расходы области были выполнены на 103,3% от запланированного объема, что является положительным результатом. Но по итогам 2010 года, можно сделать вывод, что данные показатели говорят о нестабильности в сфере бюджетного планирования и исполнения бюджетных обязательств в регионе, что негативно влияет на финансовую устойчивость субъекта в целом.
В 2011 году наблюдается в равной доле, как снижение, так и увеличение расходов, направляемых в различные отрасли, по отношению к 2010 году. В значительной мере должны увеличиться расходы в сферу здравоохранения, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и образования. Их рост составит 12,7 - 36%. Снижение же произойдет в области жилищно-коммунального хозяйства, культуры, кинематографии и средств массовой информации. В процентном соотношении к 2010 году - это 42,4% и 33,4%. В среднем планируется снижение расходов на все отрасли на 19,6% по сравнению с 2010 годом, что не является положительным показателем для развития субъекта.
По результатам анализа фактического исполнения объема бюджетных ассигнований в разрезе разделов ведомственной структуры расходов областного бюджета можно сделать вывод о том, что Самарская область является финансово устойчивым субъектом РФ, поскольку выполняет свои расходные обязательства в общем по всем разделам ведомственной структуры расходов, и отклонения в среднем составляют 2 - 3% от плановых значений, но наблюдаются достаточно широкие расхождения по фактическим и плановым расходам отдельных отраслей. Положительным моментом является факт того, что в 2011 году увеличиваются расходы на те сферы, на которые в 2009 году они были значительно сокращены, что говорит о попытках законодательных и исполнительных органов власти стабилизировать и уравновесить ситуацию в экономике.
Итак, при проведении анализа бюджета Самарской области были использованы три достаточно показательных метода: анализ устойчивости территориального бюджета; расчеты различных бюджетных коэффициентов и анализ фактического исполнения объема бюджетных ассигнований в разрезе разделов ведомственной структуры расходов. Комплексное применение данных методов позволяет нам сделать вывод о том, что Самарская область является финансово устойчивым регионом, наблюдается его развитие в области повышения уровня благосостояния жителей области, как и предполагалось законопроектом, были направлены значительные средства на реализацию приоритетных национальных проектов в отрасли здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Выявлено повышение собственных доходов бюджета.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|