Порты страны - основа экспортно-импортных операций, доходы которых способствуют развитию национальной экономики. В условиях глобализации экономических процессов морские торговые порты способны не только обслуживать уже существующие производственные и транспортные структуры, но и формировать такие, которые бы соответствовали стратегии развития целых регионов. Тоесть данные предприятия за последние десятилетия с простых пунктов перевалки грузов с морского на другие виды транспорта и в обратном направлении стали преобразовываться в важные центры организации внешней торговли, в основные связующие звенья не только разных стран, но и больших регионов мира, в катализаторы экономического развития многих стран.
Порт может быть либо небольшой закрытой территорией моря, которая защищает рыбаков от бурного моря, предоставляя им возможность поставить на якорь свои лодки и торговать своими товарами где-нибудь в южной части Тихого океана, либо транспортным предприятием, которое функционирует в сложных экономических условиях и совершает погрузочно-разгрузочные работы (ПРР), а также предоставляет другие услуги своим клиентам. Но все же, независимо от степени развития и организации, основной функцией какого-либо порта является обеспечение, желательно безопасной и с наименьшими затратами, перевалки грузов с моря на берег и в обратном направлении. Поэтому обработка грузов - основной вид деятельности большинства портов.
Каждому порту необходимо выполнять огромные объемы разнообразных работ, каждая из которых важна для транспортировки грузов: выполнять значительные объемы дноуглубительных работ на морских каналах и бассейнах для возможности подхода и маневрирования судов; создавать и поддерживать навигационную службу для обеспечения безопасного проведения судов на якорную стоянку и для ПРР; приобрести и обслуживать оборудование для перевалки грузов и перемещения их в пределах территории порта; создавать складские площади для хранения грузов; обеспечивать порт электрической энергией, водой; обеспечивать работу таможенной службы; создавать и поддерживать административные офисы и т.п.
Морской транспортный порт - это транспортно-производственная система, которая включает предприятия и организации разных форм собственности, функционирует на определенном участке морского побережья и прилегающей к ней водной поверхности, которая обеспечивает и реализует комплекс административных и коммерческих функций, связанных с перемещением товаров внешней и внутренней торговли с сухопутных видов транспорта на морской и в обратном направлении, обслуживанием пассажиров, морских судов и других транспортных средств, обеспечением экономической, экологической и других видов безопасности страны, включая безопасность морского торгового мореходства.
Целью деятельности морского торгового порта, как и любого другого предприятия, есть получение максимальной прибыли при условии оптимального сочетания всех ресурсов производства. Поэтому он выполняет следующие функции:
· погрузка, выгрузка, обслуживание судов;
· обеспечение внутренних и внешних транспортно-экономических
связей;
· присмотр за навигацией и соблюдение международных соглашений в
сфере торгового мореходства;
· обеспечение беспрерывности транспортных связей со всеми элементами
транспортного комплекса;
· информационное обеспечение перемещения грузов;
· правовое обеспечение перемещения груза;
· контроль по соблюдению всех экологических норм как на своей
территории и акватории, так и в регионе, который с ними граничит.
Традиционно ведущее место среди различных видов деятельности морского порта принадлежит погрузочно-разгрузочным работам. Они связаны с погрузкой и выгрузкой морских судов, железнодорожных вагонов, автомобилей, и являются основным видом производственной деятельности морского торгового порта, как транспортного предприятия. Помимо этого, развитие деятельности морских торговых портов происходит путем усиления диверсификации производственной деятельности и их продукции.
С экономической точки зрения, продукция морских торговых портов - это оконченное перемещение грузов с сухопутных и других видов транспорта на морской или в обратном направлении. Вследствии выполнения портами дополнительных функций допустимо также следующее определение: продукция морских торговых портов - окончательное перемещение грузов с увеличенной стоимостью с сухопутных и других видов транспорта на морской или в обратном направлении. Продукция порта, как и транспорта в целом, не имеет вещественной формы, что дает основание относить ее к услугам. В тоже время она является товаром со всеми присущими товару свойствами. Но при этом, как и любой другой товар, продукция порта имеет потребительскую стоимость, тоесть имеет свойство удовлетворять те или иные нужды потребителя. Она имеет множество модификаций, которые определяются направлениями перегрузки товаров (с моря на сушу или наоборот), разновидностью грузов, их транспортными характеристиками, временем прохождения через порт и т.п. В соответствии с этими признаками продукция морских торговых портов более разнообразна даже по сравнению с продукцией промышленности и других отраслей народного хозяйства.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|