Бизнес-план является принципиально новым для нашей экономики документом. В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом обосновании оценки экономической эффективности проекта отводилось всего несколько страниц текста.
Структура бизнес-плана представлена на рис. 1 (18, С. 300).
Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным маркетингом занимался Госснаб.
В отличие от технико-экономического обоснования бизнес-план детально характеризует все основные аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
В связи с этим рекомендуется проверенный метод свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит и результативнее.
При составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой, доступной в изучении и понимании, т.е. он должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера.
Часто неопытные предприниматели при составлении бизнес-планов использую прилагательные весьма экспрессивной оценки, однако лучше избежать излишней эмоциональности при изложении, а вместо этого включить в план цифровые показатели. Они намного скромнее, но более эффективно воздействуют на потенциальных деловых партнеров.
Однако при большом количестве различных цифровых материалов их восприятие и оценка затрудняются, особенно при первом ознакомлении с планом.
1. Резюме (20, С. 321).
Представляются основные идеи бизнес-плана. При необходимости привлекается внимание и заинтересованность потенциального инвестора или кредитора.
Сюда включается следующая информация:
цель и задачи бизнес-плана;
описание предприятия, его специализация;
сведения о квалификации управленческого персонала;
преимущества продукции предприятия на рынке; текущее финансовое состояние предприятия, ресурсы;
возможности роста доходов, долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия;
описание на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству;
источники финансирования, потребности в инвестировании, порядок погашения кредитов;
риски предприятия, их уровень;
экономическое обоснование и эффективность проекта.
Таким образом, резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана.
Пишется резюме в последнюю очередь на основании ключевых фраз других разделов бизнес-плана.
. Общая характеристика предприятия и продукции: полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический адрес, банковские реквизиты; организационно-правовая форма предприятия; размер уставного капитала; учредители предприятия с указанием их доли в уставном капитале; характеристики менеджеров высшего звена управления - директора, главного бухгалтера; основной вид деятельности предприятия; формулировка миссии предприятия; оценка сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.
Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия можно оформлять в виде таблиц.
Далее идет описание продукта предприятия с позиции потребителя, обосновывается необходимость совершенствования продукта.
О продукте приводятся следующие сведения:
область применения; какую потребность удовлетворяет;
второстепенные области применения; показатели качества (надежность, простота эксплуатации, процент брака и т.п.);
внешнее оформление и упаковка; патентная защищенность;
описание преимуществ планируемого к производству продукта;
сильные и слабые стороны товара; сравнение с другими товарами.
. Анализ рынков и основных конкурентов (26, С. 58).
В этом разделе бизнес-плана уделяется внимание следующим вопросам:
определение размеров (емкости) рынка;
степень насыщенности рынка;
выявление наиболее перспективных рынков сбыта;
оценка основных конкурентов.
Оценка рынков сбыта включает выяснение:
уровня спроса;
степени удовлетворения спроса;
уровня конкуренции;
доли потребителей, готовых купить продукцию.
Анализ и оценка конкурентов предполагает следующие параметры характеристики:
объем продаж, натуральные показатели;
занимаемая доля рынка, %; уровень цены;
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|