К специальным налоговым режимам относятся;
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Все специальные налоговые режимы выступают нерыночными инструментами регулирования экономики, поскольку направлены на создание более выгодных экономических условий ведения малого бизнеса для определенного круга хозяйствующих субъектов. Поэтому введение специальных налоговых режимов должно быть обоснованным, а для этого нужно точно определить цель применения налогового режима.
Специальный налоговый режим, получивший название системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, относится к субъектным налоговым режимам, поскольку установлен для определенной группы плательщиков. Он применяется с целью стимулирования развития малого предпринимательства.
В тех странах, где малый бизнес производит существенную часть ВВП
или где занята значительная часть населения, необходимо собрать с него налоги. В этих случаях очень часто устанавливают налоговый режим в форме вмененного налога, несмотря на отмечаемые в научной и экономической литературе недостатки. Как правило, вмененный налог устанавливают относительно небольшим, чтобы снизить его возможное неблагоприятное влияние на экономическую активность организаций и предпринимателей с относительно низкой фактической доходностью.
Поэтому специальный налоговый режим выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую, что сочетает в себе две важнейшие налоговые функции.
Особое внимание заслуживает объект обложения единым налогом, представляющий собой вмененный (потенциальный, предполагаемый) доход хозяйствующих субъектов в отдельных непроизводственных сферах деятельности, который рассчитывается на основе ряда показателей - базовый уровень доходности и корректирующие коэффициенты.
В рамках народного хозяйства с экономической точки зрения доходы в целом делятся на первичные и производные.
Первичные доходы образуются в сфере материального производства в процессе создания и распределения национального дохода. К ним относятся заработная плата, рента, перераспределенная прибыль и процентные платежи.
К производным доходам можно отнести доходы отраслей непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры, искусства, сферы услуг, торговли, общественного питания и т.д.), которые образуются за счет перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Основными источниками перераспределения в данном случае являются оплата услуг населением, занятым в материальном производстве, оплата услуг предприятиями материального производства, кредитно-финансовая система, система ценообразования, а также взносы в общественные и благотворительные фонды.
Таким образом, доходы, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход, относятся к группе производных доходов. Определение величины данных доходов производится на основе своеобразного согласования между государственными органами и налогоплательщиками, т.е. достаточно субъективно.
Малый бизнес нуждается в поддержке со стороны государства, в том числе с помощью налоговых механизмов в силу следующих объективно действующих причин. Во-первых, у хозяйствующих субъектов, относящихся к малому бизнесу, издержки, связанные с уплатой налоговых платежей выше, чем у других категорий налогоплательщиков, если их исчислить на единицу полученного дохода. Кроме того, организации в отличие от индивидуальных предпринимателей могут использовать для расчета налоговых обязательств данные бухгалтерского учета, который ведется для решения управленческих задач. Во-вторых, субъекты малого бизнеса быстрее приспосабливаются к постоянным изменениям конъюнктуры рынка, и поэтому у них большее внимание уделяется краткосрочному планированию, чем средне - долгосрочному. В-третьих, именно малому бизнесу принадлежит приоритет в решении проблем снижения безработицы и в формировании "среднего" класса независимых, состоятельных граждан.
Последняя причина приобрела в настоящее время особую актуальность в Российской Федерации, поскольку относительно низкая прослойка среднего класса обостряет многие социально-экономические проблемы, связанные с формированием рыночного национального хозяйства.
Исходя из этих причин для развития российской экономики особенно важно введение такого режима налогообложения для малого предпринимательства, устанавливающего меньшую налоговую нагрузку, по сравнению с общим режимом налогообложения.
Круг плательщиков, которые могут быть переведены на эту систему налогообложения - это организации и индивидуальные предприниматели, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в наличной форме.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|