Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
объема реализации продукции (VРП);
структуры продукции (УДi};
себестоимости продукции (Ci);
уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем продажи продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с планом
Проведем анализ влияния вышеперечисленных факторов на сумму фактической прибыли отчетного года, по сравнению с плановой, используя данные, приведенные в табл.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок.
Таблица Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции
Показатель |
План |
Факт |
Отклонение (+,-) |
Выполнение плана |
Объем реализованной продукции, тыс. бан. |
1954,545 |
1985,584 |
31,038 |
101,59% |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР) |
10750 |
10920,710 |
170,71 |
101,59% |
Полная себестоимость реализованной продукции (ПС) |
8650 |
8722,240 |
72,24 |
100,84% |
Прибыль от реализации продукции (П) |
2100 |
2198,470 |
98,47 |
104,69% |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|