Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2006 г. был сформирован по расходам в сумме 1 537 257,1 млн. руб., из них 1 529 577,8 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2007 г. по расходам утвержден в сумме 1 782 348,2 млн. руб., из них 1 764 429,8 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Объем расходов бюджета Фонда в 2008 г. утвержден в сумме 2 378 681 283,4 тыс. руб., из них 2 351 074 052,3 тыс. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации, в сумме 69 768,8 тыс. руб. .
Объем расходов бюджета Фонда в 2009 г. утвержден в сумме 3 041 483 420,5 тыс. руб., из них 2 998 653 912,2 тыс. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 73 929,2 тыс. руб. .
Расходы Пенсионного фонда РФ за 2010 г. составили 4249,2 млрд. руб. (97,2% от утверждённых показателей). Профицит бюджета ПФР составил 360,9 млрд. руб. Исполнение бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составило по расходам 4179,2 млрд. руб. (98,7% от утверждённых показателей) .
В 2010 г. Пенсионным фондом РФ в полном объёме исполнены все публичные нормативные обязательства, обеспечена своевременная выплата пенсий, пособий, компенсаций, осуществлены иные социальные выплаты, проведены мероприятия по повышению пенсий и улучшению материального положения отдельных категорий граждан. В результате этих мероприятий средний размер трудовой пенсии на конец года превысил 8 тысяч рублей. Средний размер социальной пенсии на эту же дату составил 4,7 тысяч рублей. При этом общая численность пенсионеров увеличилась на 617 тысяч человек и составила 39,7 миллиона человек.
На рис.3 в приложении представлена динамика расходов Пенсионного фонда РФ за 2006-2010 гг. На рис.4 в приложении отражены некоторые изменения в структуре расходов Пенсионного фонда РФ в 2010 г. по сравнению с 2006 г.
В структуре расходов Пенсионного фонда РФ наибольшую долю составляют расходы на страховую часть трудовой пенсии, т.е. в 2006 г. - 45,5%, а в 2010 г. - их доля увеличилась на 0,9% и составила 46,4%. Так же значительна доля расходов на базовую часть трудовой пенсии (в 2006 г. - 32,7%, а в 2010 г. их доля снизилась на 0,2% и составили 32,5%) .
Доля прочих расходов в 2006 г. - 10,6%, в 2010 г. увеличилась на 2,2% и составила 12,8%.
Доля ежемесячных денежных выплат ветеранам составила в 2006 г. - 2,9%, в 2010 г. снизилась на 1% и составила 1,9%, а доля ежемесячных денежных выплат инвалидам в 2010 г. снизилась по сравнению с 2006 г. на 1,9% и составила 6,4%.
Заключение
Формированию доходной базы Пенсионного фонда РФ отведено ключевое место в российской системе государственного социального страхования. До 2010 г. средства, используемые на выплату трудовых пенсий, формировались за счет двух основных источников. Первый - единый социальный налог, это, по существу, бывшие обязательные страховые взносы, предназначенные для выплаты трудовых пенсий. Доходы в виде страховых взносов принято называть собственными доходами фонда обязательного пенсионного страхования. Второй - дотация за счет средств федерального бюджета.
Доходы бюджета Фонда выглядят внушительно - за 2010 г. они составили 4610,1 миллиарда рублей, расходы - 4249,2 миллиарда рублей. То есть профицит бюджета Фонда немалый - 360,9 миллиарда рублей.
Вместе с тем, проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда РФ за 2006-2010 гг., можно выявить тенденцию увеличения средств федерального бюджета в финансировании пенсионной. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального, низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов, изменение с 2008 г. тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %, несовершенство законодательства в части администрирования страховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе просроченной).
|