Плюсы - как количественная, так и качественная оценка кредитоспособности юридического лица.
Недостатки:
· анализ большого количества показателей (доходы, расходы, активы, капитал, имущество), то вызывает значительные затрат времени на осуществление комплексного анализа;
· отсутствие информационной базы об экономических условиях деятельности предприятия (не всегда имеется готовый анализ рынка, на котором функционирует заемщик, анализ конкурентов, цен, спроса и т.д.)
В последнее время в практике европейских и некоторых российских банков широкое распространение получила методика оценки кредитоспособности клиента под названием Compare.
Данная методика стала такой популярной вследствие удачного сочетания в ней анализа личных и деловых качеств клиента, подтверждаемых анализом финансовых показателей деятельности фирмы, берущей кредит, и подкрепляемой возможностью обеспечить кредит материально или взять его под гарантию престижного финансового института, что является плюсом (положительным моментом) данной методики.
Анализ кредитоспособности клиента в соответствии с основными принципами кредитования, содержащимися в методике Compare, заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом. Название Compare образуется из начальных букв следующих слов:
· С - character - репутация, характеристика (личные качества) клиента;
· А - ability - способность к возврату ссуды;
- М - Marge - маржа, доходность;
· Р. - purpose - целевое назначение ссуды;
· А - amount - размер ссуды;
· R - repayment - условия погашения кредита;
· I - insurance - обеспечение, страхование риска, непогашение ссуды.
Эти понятия, объединенные в систему Compare, представляют собой совокупность оценочных параметров, которые помогают сопоставить множество факторов, связанных с выявлением потенциального риска выдачи конкретной ссуды.
Достоинства - сочетание анализа личных Иделевых качеств клиента, подтверждаемых анализом финансовых показателей деятельности заемщика.
Недостатки - не уделяется внимание анализу имущества предприятия и источников его формирования, в частности структуры капитала организации.
Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает 3 блока:
· оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;
· оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;
· использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции;
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
· характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;
· факторы производства:
а) трудовые ресурсы руководителей, управленцев и персонала (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %);
б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);
в) финансовые ресурсы;
г) экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).
В активе баланса при анализе выделяются три составные части:
· иммобилизованные активы,
· оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие);
· денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги).
Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность (учет векселей и др.).
На основе расчета результатов деятельности определяются следующие показатели (табл. 1.4).
Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и, во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей.
Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства и т.д.
Таблица 1.4 Показатели, применяемые при оценке кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками
Показатель |
Формула |
Метод определения |
А |
Б |
В |
Выручка от реализации (В) | | |
валовой коммерческий доход (ВД) |
ВД=В - Стмц и ги |
Выручка о реализации минус стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей и готовых изделий |
Добавленная стоимость (ДС) |
ДС=ВД-РЭ |
ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчиков) |
Валовой эксплуатационный доход (ВЭД) |
ВЗД=ДС-РЗП-НЗП-Ротп |
ДС минус расходы на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков |
Валовой эксплуатационный результат (ВЭР) |
ВЭР=ВЗД - Кр% + + Двлж - ОТЧ риск |
ВЭД минус уплата процентов за кредит плюс доход от вложения средств в другие предприятия и минус отчисления в фонд риска |
Валовой эксплуатационный результат (ВЭР) |
ВЭР=ВЗД - Кр% + Двлж - ОТЧ риск |
ВЭД минус уплата процентов за кредит, плюс доход от вложения средств в другие предприятия и минус отчисления в фонд риска |
Прибыль, которая может быть использована для самофинансирования (СФ) |
СФ=ВЭР - П раб - Нпр |
ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль |
Чистая прибыль (П) |
П=СФ+Дслуч - Р случ - Анедв |
СФ плюс или минус случайные доходы (расходы) минус амортизация недвижимости |
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|