Так, уровень рентабельности подсолнечника в 2005 г. составил 133,5%, а в 2006 г. лишь 18,1% (рост в 7,3 раза). При этом объем реализованной продукции увеличился за этот период лишь на 23,3%, а сумма прибыли снизилась на 3165 тыс. руб. (59,5%).
Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли (в случае незначительных колебаний других факторов, влияющих на величину прибыли). Если продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.
Таким образом, наблюдается обратно пропорциональная зависимость уменьшения величины прибыли при росте объема реализованной продукции. Следовательно, на изменение прибыли значительное влияние оказали другие факторы. Несколько иная ситуация в рассматриваемом периоде сложилась с другой товарной продукцией хозяйства - зерном. Так, уровень рентабельности зерновых возрос на 3,1%, величина прибыли - в 2,6 раза, что свидетельствует о незначительном влиянии увеличения количества реализованной продукции на сумму прибыли.
Продукция скотоводства в хозяйстве убыточна, а производство свинины на протяжении рассматриваемого периода рентабельно, хотя рост объема производства составил 157%, а прибыль увеличилась в 11,7 раза. Приведенные расчеты свидетельствуют о необходимости поиска факторов, оказывающих влияние на конечные финансовые результаты производства рентабельных видов продукции (приложение 1, табл. 2.3.2).
Рассмотрим влияние реализационных цен на величину прибыли. За рассматриваемый период средняя реализационная цена 1 ц зерновых составила: в 2005 г. - 229 руб., 2006 г. - 241 руб., 2007 г. - 282 руб. Учитывая большой объем реализованной продукции, этот фактор оказал существенное влияние на изменение прибыли.
Влияние на изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах. В данном случае за величину плановой цены в 2007 г. примем уровень, сложившийся в 2006 г.
Вв=Q х Рпл; Ппл= Вв-Зф; D Пц=Пф - Ппл., где
Вв - валовая выручка (тыс. руб.);- объем реализованной продукции (ц);
Зф - фактические затраты, тыс. руб.
Рпл. - плановая реализационная цена единицы продукции (руб./ ц);
Ппл - плановая прибыль при фактическом объеме продукции (тыс. руб.);
D Пц - изменение величины прибыли за счет цены реализации (тыс. руб.).
Зерновые:
Вв=57175 х 242 = 13836.3 тыс. руб.
Ппл = 13836.3 - 11023 = 2813.3 тыс. руб.
D П = Пф - Ппл = 5114 - 2813.3 = 2300.7 тыс. руб.
Подсолнечник:
Вв=19828 х 435 = 8625.2 тыс. руб.
Ппл = 8625.2 - 8779 = - 153.8 тыс. руб.
D П = Пф - Ппл = 2158 - (- 153.8) = 1850.4 тыс. руб.
Свинина
Вв=325 х 6808 = 2212,6 тыс. руб.
Ппл = 2212,6 - 1612 = 600,6 тыс. руб.
D П = Пф - Ппл = 829 - 600,6 = 228,4 тыс. руб.
Таким образом, за счет увеличения реализационной цены зерна (при плановой 242 руб. за 1 ц) прибыль СПК «Новая жизнь» в 2007 г. возросла на 2300,7 тыс. руб., семян подсолнечника - на 1850,4 тыс. руб., свинины - на 228,4 тыс. руб.
Следует отметить, что цена реализации зависит от качества товарной продукции и рынков ее сбыта.
Себестоимость - одна из основных экономических категорий производства, используемая для решения многих вопросов.
Себестоимость продукции - это денежное выражение издержек предприятия на производство и реализацию единицы продукции. Сопоставляя выручку от реализации продукции с ее себестоимостью, определяют результаты деятельности предприятия, намечают мероприятия по совершенствованию производства и снижению затрат на производство продукции, повышению прибыльности предприятия.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и, наоборот, при увеличении себестоимости продукции общая сумма прибыли уменьшается.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|