Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.
В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.
Рентабельность продаж (RР) - это соотношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:
RР = (В - С - КР - УР / В) Ч 100% = ПР / В Ч 100%
RР = 13672800 / 5354651 = 2,55%
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продаж. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.
В проводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:
В1 и В0 - отчетная и базисная выручка;
С1 и С0 - отчетная и базисная себестоимость;
КР1 и КР0 - отчетные и базисные коммерческие расходы;
УР1 и УР0 - управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж предприятия
∆RР(В) = ((В1 - С0 - КР0 - УР0 /В1) - (В0 - С0 - КР0 - УР0 /В0)) Ч 100 %
∆RР(В) = ((13672800 - 5227440 / 13672800) - (12486400- 5227440/ 12486400)) Ч 100 % = 3,6 %
прибыль туристское предприятие
Влияние изменения себестоимости реализации на рентабельность продаж
∆RР(С) = ((В1 - С1 - КР0 - УР0 /В1) - (В1 - С0 - КР0 - УР0 /В1)) Ч 100 %
∆RР(В) = ((13672800- 5354651/ 13672800) - (13672800- 5227440/ 13672800)) Ч 100 % = - 0,9 %
Совокупное влияние факторов составляет:
∆RР = ± ∆ RВ ± ∆ RС ± ∆ RКР ± ∆ RУР = 3,6 - 0,9 = 2,7 %
Рентабельность продаж отчетного периода увеличилась по сравнению с рентабельностью прошедшего периода на 2,7 % .
Чистая рентабельность предприятия в отчетном периоде рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли отчетного периода к выручке от продаж:
RЧ = ПЧ / В Ч 100 %
RЧ = 8318149/ 13672800 Ч 100 % = 0,6 %
Следовательно, на эту рентабельность (RЧ) оказывают влияние факторы, формирующие чистую прибыль отчетного периода.
На чистую рентабельность отчетного периода оказывают влияние (кроме вышеперечисленных) изменения уровней всех показателей факторов:
∆RЧ = ± ∆ RР ± ∆ % пол ± ∆ % упл ± ∆ УДрД ± ∆ УПрД ± ∆ УПрР ± ∆ УВнД ± ∆ УвнР ± ∆У н/п ± ∆ УЧД ± ∆ УЧР = 0,6 %
Таким образом, повышение рентабельности отчетного периода на 0,6 % произошло в основном под влиянием роста уровня рентабельности продаж и прочих операционных доходов, а также за счет относительного перерасхода прочих операционных и внереализационных расходов.
Сводная система показателей рентабельности организации
Кроме проанализированных коэффициентов рентабельности различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, перманентных средств показаны в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1
Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)
Показатели |
Способ расчета |
Пояснения |
Рентабельность продаж |
R1 = ПП / В Ч 100 % |
Показывает, сколько прибыли приходится на единицу проданной продукции |
Чистая рентабельность |
R3 = ПЧ / В Ч 100 % |
Показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу продукции |
Валовая рентабельность |
R6 = ПВ / В Ч 100 % |
Показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу продукции |
Затратоотдача |
R7 = ПП / затраты на производство проданной продукции |
Показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 рубль затрат |
Перейти на страницу: 1 2 3
|