Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный период в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов (15, С. 201).
В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес-планы могут быть различны и разрабатываются в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему).
Бизнес-план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление.
Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал.
Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов.
Наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом - составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла. Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. Письменное оформление бизнес-плана имеет очень существенное значение для организации работ по его выполнению.
Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно быстро. Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод. В частности (16, С. 63):
заставляет руководителей фундаментально изучить перспективы фирмы;
позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
определяет показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
побуждает руководителя конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций;
четко формализуют обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.
Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подобный план дает перспективы развития фирмы, т.е. в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств.
Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как (16, С. 200):
подготовка фирмой заявок на получение кредита;
обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
составление проспектов эмиссии ценных бумаг приватизируемых и частных фирм;
выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед, (в среднем 3 года) (18, С. 298). Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.
К сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики пока не представлялось возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро менялась и поэтому многие ограничивались написанием плана на год. Но экономическая ситуация в стране стабилизируется и есть возможность планировать на перспективу.
|