Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является переход от нецивилизованных форм бизнеса (высокие ставки реинвестирования, задержки платежей, правовое непослушание к современным международным формам) с использованием методов и средств бизнес планирования.
По своей сути бизнес-планирование, включающее в себя разработку бизнес-планов относится к экономическим методам управления, при использовании которых стоимостные факторы и гарантия успеха играют решающую роль (14, С. 102).
Бизнес-планирование требует привлечения специалистов многих отраслей знаний, таких как маркетинговый анализ, менеджмент, инжиниринг, финансовый анализ и планирование. Чтобы добиться стабильного успеха, необходимо четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и анализировать информацию о состоянии рынка и конкурентах, а также о собственных перспективах и возможностях.
Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем (14, С. 105).
Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств и принесут прибыль?
Даже самый хороший план не дает гарантии успеха без его умелой реализации, эффективного управления существующими ресурсам, без учета ограничений и требований рынка. Тем не менее, правильно составленный бизнес- план проекта дает возможность объективно оценить проект, понять замысел предпринимателя и создать основу для привлечения финансовых ресурсов.
В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может быть различным, в зависимости от степени детализации. В одном случае бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом, - бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.
Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам (14, С. 200):
. Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.
. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.
Можно достигнуть существенных преимуществ, если начать с бизнес-плана для внутреннего использования. В процессе его написания рассматриваются многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем варианте бизнес-плана.
Таким образом, назначение бизнес-плана в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи (15, С. 98):
определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
оценить производственные и непроизводственные издержки;
предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Таким образом, цель бизнес-плана - убедительно показать, каким образом деньги или иные ресурсы инвестора превратятся в еще большие деньги для того же инвестора. Иными словами, инвестор должен увидеть прибыль не после, а до того, как истратит деньги на предлагаемый проект.
|