Специальные режимы налогообложения малого бизнеса установлены во многих странах мира и являются одним из способов государственной поддержки. Развитие малого бизнеса - один из важнейших путей решения социальных и экономических проблем на федеральном и региональных уровнях. Тому существует ряд причин. Малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Небольшие предприятия отличаются большей гибкостью, чем крупные, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка, проводимым экономическим реформам и другим изменениям предпринимательской среды. Динамичное развитие малого и среднего бизнеса может быть одним из ключевых факторов стабильного экономического роста в России.
Помимо экономических задач - малый бизнес решает и социальные задачи, потому что позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшает социальную атмосферу в обществе. Особенно важным с этой точки зрения является развитие малого предпринимательства при структурной перестройке экономики, когда растет безработица за счет сокращения производства в целых отраслях.
Формирование значительного слоя независимых самостоятельных предпринимателей, осознающих свои интересы и заинтересованных в развитии демократических институтов, может улучшить атмосферу в обществе и способствовать рыночной направленности его развития, что может быть немаловажной и по политическим причинам для России в поддержке малого бизнеса.
В то же время, малое предпринимательство является и проблемой в обществе, в котором распространено уклонение от налогообложения,
которое заключается в сокрытии выручки, представления недостоверной отчетности или ее непредставления вообще, ведение бизнеса без регистрации. Причина этого является не только большая возможность избежать наказания. Уклонение от налогообложения приобретает массовый характер в тех случаях, когда ожидаемый выигрыш от уклонения с учетом вероятности обнаружения нарушений и наказания превышает издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению учета и предоставлению отчетности. Если эти “издержки законопослушания” достаточно высоки, они могут приводить к полному отказу от декларирования.
Установление упрощенных (в широком смысле) систем налогообложения приводят к снижению этих издержек для налогоплательщика, а также соответствующих административных издержек по проверке применяющих эти методы налогоплательщиков.
Таким образом, основная задача в области налогообложения малого предпринимательства заключается в разработке системы, создающей стимулы для развития предпринимательства и одновременно предусматривающей меры, в максимально возможной степени ограничивающей возможности злоупотреблений с использованием этой системы.
Однако опыт применения специальных налоговых режимов в РФ показал их несовершенство, наличие многочисленных пробелов в законодательстве. Основными недостатками применения ЕНВД
является:
1. Ограничение круга лиц, которые могут применять ЕНВД (необходимость соответствовать требованиям).
. Исчерпывающий перечень видов деятельности.
. Величина налога не зависит ни от доходов, ни от убытков.
. Отказ крупных заказчиков, являющихся плательщиками НДС, от работы с организациями и ИП применяющими ЕНВД, из-за невозможности налогового вычета по НДС.
При применении системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности можно выделить ряд проблем.
. Необходимость представления налоговых деклараций в случае отсутствия деятельности, облагаемой этим налогом.
. Спорность позиции законодателя о распространении ЕНВД на рекламные услуги.
. Отсутствие порядка ведения раздельного учета физических показателей базовой доходности (площади, количества работников).
Возникают проблемы: как делить численность административно-управленческого персонала, обслуживающего на предприятии несколько видов деятельности, один из которых - оказание бытовых услуг, и как разделить площадь торгового зала, на котором одновременно осуществляется оптовая и розничная торговля. Проблема возникает при применении физических показателей доходности и для тех организаций, которые занимаются видами деятельности, попадающими под действие ЕНВД и под общеустановленную систему налогообложения.
При распределении общехозяйственных расходов, налога на имущество возникает необходимость деления численности работающих и их заработной платы, в результате чего численность по каждому виду округляется до целых чисел. При суммировании всех работников, как правило, из-за округления расчетная численность оказывается больше фактической.
Перейти на страницу: 1 2 3
|