В данном случае мы используем простейшую методику, которая позволяет определить влияние факторов на изменение прибыли от реализации на основе данных официальной бухгалтерской отчетности.
Рост прибыли от реализации обусловлен следующими факторами:
ростом выручки от реализации,
изменением уровня себестоимости,
изменением уровня коммерческих расходов,
Фактор роста выручки учитывается следующим образом:
(2.15)
где ΔПв - изменение прибыли от реализации за счет изменения выручки;
Вотч, Вбаз - выручка от реализации отчетного и базисного года;
P6aз - рентабельность базисного года.
Изменение прибыли от фактора изменения уровня коммерческих и управленческих затрат рассчитывается соответственно по формулам:
(2.16)
где , - уровень себестоимости отчетный и базисный, рассчитываемый как отношение себестоимости реализованной продукции по форме № 2 к объему реализации из этой же формы. Выручка в данном случае является количественным признаком и закрепляется на уровне текущего или отчетного года.
Изменение прибыли от фактора изменения уровня коммерческих и управленческих затрат рассчитывается соответственно по формулам (в нашем случае коммерческие расходы отсутствуют):.
тыс. руб(2.17)
где , . , - уровень коммерческих и управленческих расходов отчетный и базисный, рассчитываемый как отношение соответствующих расходов по форме № 2 к объему реализации из этой же формы.
Далее производим проверку:
(2.18)
1115 = - 1104
Изменения по всем факторам с допустимым уровнем погрешности вычислений совпадают с общим изменением прибыли от продаж.
Выводы: наибольшее влияние на изменение прибыли вызвали снижение выручки и себестоимости и увеличение управленческих расходов. Коммерческие расходы не оказали существенного влияния на снижение прибыли, по причине их отсутствия в суммарных затратах организации.
Анализируя прибыль от реализации, можно сказать о ее снижении, основными причинами которого является увеличение себестоимости продукции.
Абсолютные показатели прибыли не всегда дают четкое представление об эффективности деятельности коммерческих организаций, так как одни и те же суммы прибыли могут быть получены в различных экономических условиях. Для измерения эффективности деятельности коммерческих организаций применяются показатели рентабельности, которая отражает уровень прибыльности или доходности. Показатели рентабельности - это коэффициенты, в которых сумма прибыли сопоставляется с каким-либо другим показателем, отражающим условия хозяйствования, например с суммой выручки (нетто) от продаж, суммой собственного капитала и др.
В данной работе рассчитываются следующие показатели рентабельности:
(2.19)
где Rpacx - рентабельность продукции (расходов);
Пр - прибыль (ф.2 стр. 50), Р - расходы (ф.2, ∑стр. 020;030;040).
(2.20)
где Ra - рентабельность активов (капитала);
А - средняя величина активов (ф.1, стр. 300).
(2.21)
где Rnр - рентабельность продаж;
В - выручка (ф.2, ∑стр. 010).
(2.22)
где Rпф - рентабельность производственных фондов;
- средняя величина основных средств (ф.1, стр. 120);
- средняя величина сырья и материалов (ф.1, стр. 211).
(2.23)
где RCK - рентабельность собственного капитала;
- средняя величина собственного капитала (ф.1, стр. 490).
Рентабельность можно рассчитать в виде коэффициента или процентном выражении. В последнем случае формулы умножаются на 100%.
Расчет и анализ динамики показателей рентабельности представлен в Таблице 7.
Выводы: Рентабельность продукции снизилась на 0,68 % ввиду на снижение величины самой прибыли от реализации на 3,8 %). Объясняется это тем, мы за отчетный период получили рост себестоимости продукции с темпом больше, чем темп увеличения выручки. В целом мы наблюдаем снижение по всем видам рентабельности. Значительно снизились показатели рентабельности производственных фондов и собственного капитала, потому как в течение отчетного периода значительно возросли вложения в производственные фонды, которые только частично осуществлены за счет собственного капитала и не принесли должной отдачи в отчетном периоде.
|