В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой социально значимую и системообразующую отрасль, сформировавшую за последний год более 5 процентов валового внутреннего продукта страны и являющуюся основой жизнеобеспечения почти 104 тысяч населенных пунктов, где проживает свыше 103 миллионов человек.
В отрасли осуществляют свою деятельность около 66,8 тысяч предприятий и организации различных форм собственности с оборотом свыше 3,5 триллионов рублей; ее основу формируют жилищный фонд, насчитывающий более 3 миллиардов квадратных метров, а также сотни тысяч километров инженерных коммуникаций и объекты коммунального назначения, обеспечивающие технологические процессы поставки услуг потребителям.
Износ основных фондов отрасли в Российской Федерации, по оперативным данным на 1 января 2012 года, составляет около 60 процентов, а в ряде муниципалитетов - 70-80 процентов. На их восстановление до нормативных значений требуется более 10,4 триллионов рублей.
В результате такого износа расход энергетических ресурсов на российских коммунальных предприятиях на 25-30 процентов (а иногда на 50 процентов) выше, чем на европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, составляют: по воде - 20 процентов, по электроэнергии - 15 процентов, по теплу - до 40 процентов. При этом объем финансирования, поступающий всех источников, крайне ограничен и не соответствует потребностям реформирования отрасли. Объемы частных инвестиций в отрасль продолжают оставаться ничтожными.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства находятся в тяжелом, можно сказать, кризисном состоянии. Отрасль характеризуется отсталыми технологиями, дефицитом финансовых средств, непрекращающимися банкротствами предприятий. Особенно остро все проблемы проявляются в осеннее - зимний период. В среднем за отопительный сезон происходит около 250 тысяч различных нарушений в системах теплоснабжения, около 200 тысяч - в водоснабжении, в том числе более ста крупных аварий, период ликвидации последствий которых превышает предельно допустимые 36 часов, а это значит, что миллионы граждан в это время либо без тепла, света, газа, либо без воды или водоотведения. За последние годы аварийность на объектах жилищно-коммунального хозяйства, а также количество техногенных аварий с тяжелыми последствиями удвоилась, время ликвидации аварий возросло в 2-3 раза. Это значит, что снизилась не только надежность, но и устойчивость работы систем жизнеобеспечения.
Из-за экономически необоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не позволяющих обеспечить безубыточную работу предприятий, высокой стоимости электроэнергии, отпускаемой по нерегулируемым ценам, неполного возмещения выпадающих доходов от предоставления льгот многие жилищные организации и коммунальные предприятия несут убытки. Тарифы, утвержденные для коммунальных предприятий, не покрывают их расходов. Обусловлено это, прежде всего постоянным ростом цен на топливно-энергетические ресурсы. В стоимости тарифов 70 процентов приходится на энергоносители, электроэнергию и налоги. Возможности предприятий жилищно-коммунального хозяйства вносить в тариф инвестиционную составляющую невелики. Если 20 лет назад, в 1991 году, инвестиционная составляющая в расходах была на уровне 29 процентов, то по итогам 2010 года только 11 процентов, то есть произошло сокращение почти в 2,7 раза. Это говорит о том, что нет средств для замены сетей, их реконструкции.
Все это требует принятия неотложенных мер по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса страны, поиску новых эффективных механизмов финансового оздоровления предприятий и привлечению в отрасль огромных финансовых средств. Необходимы радикальные изменения управления отраслью, восстановление системы долгосрочного планирования, осуществление оптимизации производства только преодоление кризиса отрасли, модернизация и устойчивость её функционирования могут гарантировать снижение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, повышение их качества и доступности. Это общая стратегическая задача. Для её реализации необходимо сократить непроизводственные затраты, оптимизировать кадровый состав, проводить мероприятия по энерго-, ресурсосбережению.
До настоящего времени не сформирована эффективно функционирующая система стратегического планирования и управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования жилищно-коммунального хозяйства и переходу его на качественно новый уровень.
Недостаточная проработанность вышеуказанных вопросов, а также их высокая теоретическая и практическая значимость обусловливают актуальность выбранной темы.
Целью выполнения проекта является разработка стратегии развития предприятия на примере МУП «Водоканал» г.Заполярный.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· описать рынок, в котором действует данное предприятие;
· провести анализ внешней среды предприятия;
· охарактеризовать эффективность деятельности компании на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности;
· предложить мероприятия стратегии по снижению затрат;
· оценить эффективность результатов выполнения предложенных мероприятий.
финансовый хозяйственный стратегия водоканал
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности МУП «Водоканал»
|