Цель анализа прибыли - обоснование вариантов управленческих решений, реализация которых позволит обеспечить устойчивый рост финансовых результатов. Финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период характеризуются системой взаимосвязанных отчетных показателей. К ним относятся: валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода). В дальнейшем для краткости слово «убыток» в некоторых случаях буде опускаться. Все перечисленные показатели содержатся в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Порядок расчета показателей прибыли представлен в таблице 12.
Для анализа факторов формирования прибыли используются факторные модели, содержащие показатели доходов и расходов предприятия.
Факторная модель валовой прибыли имеет следующий вид:
, (37)
где - выручка от продажи товаров, работ услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Прибыль от продаж - наиболее важный фактор формирования чистой прибыли предприятия. При нормальных условиях осуществления основных видов деятельности прибыль от продаж имеет, как правило, наибольший удельный вес в составе чистой прибыли. Он даже может составлять более 100%, что буде компенсировано отрицательным удельным весом какого-либо другого фактора или нескольких факторов. Факторная модель показателя прибыли от продаж имеет следующий вид:
, (38)
где - прибыль от продаж, - валовая прибыль, - коммерческие расходы, - управленческие расходы.
Если заменить валовую прибыль на исходные показатели (выручки и себестоимости), то получиться четырехфакторная модель:
. (39)
Прибыль до налогообложения формируется за счет прибыли от продаж, полученной в результате основной деятельности предприятия и разницы прочих доходов и расходов.
Чистая прибыль - важнейший финансовый показатель результативности деятельности предприятия. Чистая прибыль - источник роста благосостояния собственников и активов предприятия.
Расширенная факторная модель чистой прибыли имеет следующий вид:
, (40)
где - прочие доходы (стр. 060 + 080 + 100 ф. № 2), - прочие расходы (стр. 070 + 100 ф. № 2), - расходы, связанные с налогообложением, учитывающие текущий налог на прибыль, отложенные налоговые активы и обязательства (стр. 150 - 141 + 142 ф. № 2).
Анализ факторов формирования прибыли представлен в таблицы 12. Для определения вклада показателей доходов и расходов в формирование показателей прибыли определяется удельный вес показателей в выручке. Для оценки динамики доходов и расходов предприятия рассчитывается абсолютное изменение показателей и индекс изменения как отношение значения отчетного периода к значению прошлого периода.
|