С целью облегчения процедуры определения наиболее правильной последовательности принимаемых решений используют так называемое «дерево» решений, которое представляет собой своеобразный рисунок, структурирующий комплексно проблему, по отношению к которой разрабатываются решения.
«Дерево» решений представляет собой последовательное разветвление узлов, соединенных прямыми слева направо. В левой (начальной) части условно указывается корень (корневое решение). В правой (завершающей части) разветвления приведены узлы, в которых указаны все возможные оценки исходов.
денежное дерево листья стали мягкими и вялыми что делать «Дерево» содержит «ствол» и «ветви». Места, где принимаются решения, обозначаются квадратными узлами, где записываются номера вариантов решений.
Места, где ожидаются возможные исходы, обозначаются кружочками, в которых записываются буквы латинского алфавита.
Ветви, исходящие из квадратных узлов, соответствуют вариантам решения и обозначаются пунктирами. События, соответствующие проявлению исходов, обозначаются сплошными линиями, исходящими из кружков.
Вдоль пунктирных линий прописываются значение затрат с отрицательным знаком. Над кружочками записываются ожидаемые чистые доходы (потери).
Вдоль сплошных линий расписываются численные значения вероятностей реализации соответствующих исходов. В правой последней колонке «дерева» решений по соответствующим исходам решений указываются численные значения доходов (потерь) за рассматриваемый период.
Оптимизационная процедура расчетов проводится по «дереву» решений последовательно справа налево, продвигаясь к корневому решению.
Данное обстоятельство можно проиллюстрировать на следующем примере.
Строительная организация может поднять свой рейтинг с помощью рекламной кампании. Проблема стоит в том, рекламировать свои услуги или не рекламировать. Предсказать рост заказов на строительно-монтажные работы на три года нельзя, но возможно разделить его на:
- значительный;
- наиболее вероятный (средний);
незначительный.
Данные о спросе за последний год (12 месяцев) выглядят так(таблица3.1):
Таблица 3.1 - Данные о спросе
Месяцы |
Янв. |
Фев. |
Мар |
Апр. |
Май |
Июн |
Июл |
Авг. |
Сен. |
Окт. |
Нояб |
Дек. |
Кол-во заказов |
1 |
3 |
0 |
0 |
6 |
2 |
1 |
2 |
5 |
0 |
1 |
7 |
Таким образом, вероятность реализации исходов выглядит так:
- спрос на эту услугу в ближайший год будет незначительным (от 0 до 2 заказов за 8 месяцев) с вероятностью 0,6 (8:12);
- спрос будет средним (от 3 до 5 заказов за 2 месяца) с вероятностью 0,2 (2:12);
- спрос будет значительным (от 6 до 8 заказов за 2 месяца) с вероятностью 0,2 (2:12).
Учитывая услуги рекламной кампании, можно предположить, каким будет спрос в этом случае:
- значительный -от 6 до 8 заказов за 9 месяцев;
- средний - от 3 до 5 заказов за 1 месяц;
незначительный - от 0 до 2 заказов за 1 месяц.
Таблица 3.2 - Вероятный спрос
Спрос |
незначительный |
средний |
значительный |
Количество заказов |
0-2 |
3-5 |
6-8 |
Количество месяцев |
8 |
2 |
2 |
|