- Анализ должен носить научный характер, то есть основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения научно-технического прогресса и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.
- Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.
- Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой.
- Анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен основываться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.
- Анализ призван быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных.
- Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля над ее проведением.
- Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.
- Анализ должен быть эффективным, то есть затраты на
его проведение должны давать многократный эффект.
Этими принципами следует руководствоваться, проводя финансовый анализ на любом уровне.
Общей целью анализа финансово-хозяйственной деятельности является оценка финансовых результатов и финансового состояния прошлой деятельности, отраженной в отчетности, и на момент анализа, а также оценка будущего потенциала предприятия, т.е. экономическая диагностика хозяйственной деятельности.
Выделяют три основных этапа финансового анализа:
) определение конкретной цели анализа и подхода к ее реализации;
) оценка качества информации, представленной для анализа;
) определение методов анализа, проведение самого анализа и обобщение полученных результатов.
На первом этапе
определяется подход к анализу, связанный с его целью.
Возможны следующие основные подходы:
- сравнение показателей предприятия со средними показателями мировой рыночной экономики, страны или отрасли (такие показатели называют «идеальными», или «нормативными»);
- сравнение показателей данного отчетного периода с показателями предшествующих периодов, а также с
плановыми показателями отчетного периода;
- сравнение показателей предприятия с показателями аналогичных фирм-конкурентов (межхозяйственный сравнительный анализ).
Каждый из перечисленных подходов имеет свои особенности и подчиняется определенным требованиям. Показатели конкретного предприятия при сравнении их со средними по стране или отрасли зависят от особенностей организации производства, технологии, применяемой техники, организационно-правовой формы собственности, географического расположения предприятия и других факторов.
На втором этапе
анализа проводится оценка именно качества информации, заключающаяся не только в счетной проверке данных учета, но и в определении влияния способов учета (учетной политики) на формирование показателей отчетности.
Третий этап
- собственно анализ как совокупность методов и рабочих приемов [34, С.10]
Экономисты расходятся в классификации методов анализа финансово-хозяйственной деятельности. Рассмотрим две предложенные в экономической литературе классификации.
Существуют две группы методов оценки эффективности хозяйственной деятельности: 1) без расчета единого интегрального показателя (эвристические методы); 2) с расчетом единого интегрального показателя.
Эвристические методы основывается на профессиональном опыте аналитика и включает в себя: динамическое сравнение показателей (горизонтальный анализ), сравнения (вертикальный анализ), группировки показателей по разным признакам, пространственные сравнения и др.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|