Изучение каждого элемента прибыли имеет важное значение для дирекции предприятия, его учредителей, акционеров и кредиторов. Руководству такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия и возможности мотивации его персонала, т. к. прибыль является источником финансирования капитальных вложений, пополнения оборотных средств и реализации социальных программ.
Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью служит операционный анализ, осуществляемый по схеме «издержки - объем продаж - прибыль». Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, объема производства и сбыта продукции. В отличие от внешнего финансового анализа (по данным публичной финансовой отчетности), результаты операционного (внутреннего) анализа составляют коммерческую тайну предприятия.
Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Операционный анализ показывает также чувствительность, т. е. возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и реализации продукции, и, в частности, отвечает на вопрос: на сколько можно изменить объем продажи товаров без потери прибыли?
Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и формы:
. По направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования:
анализ формирования прибыли ведется в разрезе основных сфер деятельности предприятия. Одним из его аспектов является анализ прибыли по данным бухгалтерского учета и налогооблагаемой прибыли;
анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования.
. По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли:
внутренний анализ проводится с использованием всей совокупности имеющейся информации; но результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну;
внешний анализ проводится по материалам отчетности, публикуемым предприятием в открытой печати.
. По масштабам деятельности выделяют следующие виды анализа прибыли:
анализ прибыли по предприятию в целом;
анализ прибыли по структурному подразделению;
анализ прибыли по отдельным изделиям.
. По периоду и глубине проведения выделяют:
предварительный анализ прибыли, связанный с условиями ее формирования, распределения или предстоящего использования, с условиями осуществления отдельных финансовых операций, при составлении бизнес-плана; анализ итоговой бухгалтерской отчетности в целях определения массы и нормы прибыли, рентабельности продаж и активов предприятия;
последующий (углубленный) анализ прибыли, осуществляемый по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов, выявления факторов повлиявших на изменение прибыли в сравнении с бизнес-планом или предыдущим периодом;
детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по предприятию, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.
Для характеристики прибыли и рентабельности предприятий используется практически весь методический аппарат экономического анализа. Основные системы анализа , используемые при этом, могут быть следующими :
) Горизонтальный (трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. Рассчитываются темпы роста и прироста отдельных видов прибыли, выявляются общие тенденции ее изменения по сравнению показателей с предшествующим периодом, с аналогичным периодом прошлого года, за ряд прошлых периодов. При горизонтальном анализе следует учитывать инфляционный фактор ( например, выручку стоит скорректировать на средневзвешенный индекс повышения цен на продукцию в целом по отрасли, а себестоимость - на среднее увеличение цен на ресурсы). Особенно это необходимо при сопоставлении результатов за ряд лет, а также при проверке выполнения плана.
) Вертикальный ( структурный) анализ базируется на структурном разложении агрегированных показателей формирования , использования и распределения прибыли. Рассчитываются и анализируются удельные веса всех структурных элементов. Виды : структурный анализ прибыли, сформированной по отдельным сферам деятельности, по отдельным видам продукции, структурный анализ активов и капитала, структурный анализ распределения и использования полученной прибыли.
При горизонтальном и вертикальном анализе следует обратить внимание на следующие моменты: если увеличилась выручка, то увеличение себестоимости реализованных товаров (продукции) - нормально, а вот если увеличение себестоимости реализованных товаров и управленческих расходов произошло на фоне снижения выручки или ее неизменности - это должно насторожить аналитика, так как при сохранении такой тенденции в будущем у компании могут возникнуть проблемы с эффективностью бизнеса.
|