Эффективность использования основного капитала оценивается посредством общих и частных показателей. Наиболее обобщающим показателем, отражающем уровень использования основного капитала является фондоотдача.
Существуют несколько методов его расчета. Самый распространенный метод - метод расчета по валовой продукции - заключается в сопоставлении стоимости валовой продукции и среднегодовой и среднегодовой стоимости основного капитала.
Метод расчета фондоотдачи по собственной продукции позволяет исключить влияние изменения доли покупных изделий и полуфабрикатов. Несмотря на положительные стороны этого метода, он также не совсем точно отражает уровень использования основного капитала. Дело в том, что общество интересует не объем валовой или собственной продукции, а вновь созданная стоимость.
При расчете фондоотдачи по чистой или условно-чистой продукции можно устранить влияние различной материалоемкости. Однако при этом не учитывается изменения ассортимента, удельного веса изделий с высокой рентабельностью, стоимости и количества перерабатываемого сырья и материалов. Несмотря на это, методы расчета фондоотдачи по чистой и условно чистой продукции, а также прибыли являются наиболее применяемыми, так они позволяют более четко и методологически четко учесть влияние различных факторов и исключить их искусственное воздействие на эффективность использования основного капитала.
Критерием валовой фондоотдачи является соотношение между темпами роста валовой продукции и основного капитала. Этот критерий обусловлен объективным законом экономики общественного труда.
Частные показатели характеризуют отдельные стороны использования всей совокупности основного капитала либо какой-то ее части, например оборудования или производственных площадей. Они могут быть абсолютными и относительными, натуральными, условно-натуральными, стоимостными.
В процессе материального производства важное значение имеет улучшение использования оборудования, т.е. сокращение целостных и внутрисменных потерь времени работы оборудования.
Заключение
Функционирование предприятий в условиях рынка предлагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться в рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики; иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д. Это должно сочетаться с полным использованием внутренних факторов развития производства, которые по своему содержанию и назначению довольно многочисленны.
Условно их можно разделить на три группы:
1. Факторы ресурсного обеспечения производства; к ним относятся производственные факторы, т.е. все то, без чего немыслимо производство продукции, оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.
2. Факторы, обеспечивающие желанный уровень экономического и технического развития предприятия.
3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Какой либо строго ограниченной грани между этими группами нет. К примеру, большая часть средств производства является не только необходимым условием производства товаров и оказания услуг, но и определяет его технический уровень.
капитал основной управление эффективность
|