Под методом анализа финансового состояния понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов их становлении и развитии. К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними. [3, С. 31-48]
Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные)
К качественным (логическим) методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального мышления, на профессиональной интуиции. К ним относятся:
Ø метод сравнения;
Ø метод построения систем аналитических таблиц;
Ø метод построения аналитических показателей;
Ø метод экспертных оценок;
Ø метод сценариев;
Ø психологические и морфологические методы и т.п.
Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.
Количественные (формализованные) методы - это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного с помощью уже логических методов.
Количественные методы можно разделить на бухгалтерские, статистические, экономико-математические методы.
Статистические методы, включают:
Ø метод статистического наблюдения;
Ø метод абсолютных и относительных показателей (коэффициентов);
Ø метод расчета средних величин;
Ø метод рядов динамики;
Ø метод сводки и группировки экономических показателей по определенным признакам;
Ø метод сравнения;
Ø метод индексов;
Ø метод детализации;
Ø графические методы.
Бухгалтерские методы, включают:
Ø метод двойной записи;
Ø метод бухгалтерского баланса;
Ø прочие методы.
Экономико-математические методы, включают:
Ø методы элементарной математики;
Ø классические методы математического анализа;
Ø методы математической статистики;
Ø эконометрические методы;
Ø методы математического программирования;
Ø методы исследования операций;
Ø методы экономико-математического моделирования и факторного анализа.
Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:
Ø метод абсолютных, относительных и средних величин;
Ø прием сравнения, сводки и группировки;
Ø прием цепных подстановок;
Ø вертикальный анализ;
Ø горизонтальный анализ;
Ø трендовый анализ;
Ø факторный анализ;
Ø метод финансовых коэффициентов;
Ø сравнительный анализ;
Ø метод экспертных оценок.
В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления. Эта информация представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними.
Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).
Относительные показатели представляют отношение абсолютных (или других относительных) показателей, т.е. количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Относительными величинами являются не только соотношение разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста).
Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен коэффициентом база сравнения принята за единицу) или выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.
Средняя величина является важным специальным статистическим показателем, используемым для обобщения данных. Средняя величина - это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени.
|