Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуют сумма прибыли и уровень рентабельности. Прибыль предприятия получают от реализации продукции и услуг. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4 факторов: объёма реализации продукции, её структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Увеличение объёма продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли и наоборот себестоимость и прибыль находится в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к росту суммы прибыли, и наоборот. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Расчёт влияния этих факторов на сумму прибыли рассмотрим в таблице 10.
Таблица 10 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс.руб.
Показатели |
2004г (базис) |
Отчётный год в ценах и затратах базисного года |
2006г (факт) |
Выручка от реализации |
19971 |
17372 |
24313 |
Полная себестоимость реализованной продукции |
22584 |
18385 |
24401 |
Прибыль от реализации продукции |
-2613 |
-1013 |
-88 |
По данным таблицы можно сделать следующий вывод, что убыток от реализации продукции в 2006г снизился на 2525 тыс.руб.
Прибыль от реализации продукции зависит от двух основных факторов первого порядка: выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции. Факторная модель прибыль от реализации продукции имеет вид:
Пр=Вр-Ср,
где Пр - прибыль от реализации продукции,
Вр - выручка от реализации продукции,
Ср - полная себестоимость реализованной продукции.
Оценка воздействия факторов на прибыль от реализации может быть выполнена способом цепных подстановок. Методика расчета следующая:
- уровень показателя в базисном году,
- уровень показателя в отчетном году.
определяется базисный уровень анализируемого показателя.
Пр0=Вр0-Ср0;
проводится элиминирование, т. е. последовательная замена базисного уровня фактора на отчетный
Прусл=Вр1-Ср0;
Пр1=Вр1-Ср1;
определяется уровень влияния каждого фактора на анализируемый показатель.
∆ Првр = Прусл - Пр0;
∆Прср = Пр1- Прусл ;
проверка влияния факторов на изменение обобщающего показателя.
∆Пр = ∆ Првр + ∆ Прср
Подставим числовые значения показателей:
Пр0=19971-22584= -2613
Прусл=24313-22584=1729
Пр1 = 24313-24401= -88
∆ Првр = 1729-(-2613)=4342
∆Прср = -88-1729= -1817
∆Пр = 4342+(-1817)=2525
По результатам анализа можно сделать вывод, что наибольшее влияние на изменение прибыли от реализации продукции имеет изменение выручки от продаж. Причём это влияние является положительным, следовательно, хозяйству необходимо и в дальнейшем повышать уровень выручки. Изменение себестоимость реализованной продукции оказывает меньшее влияние, но всё же значительное. Это влияние является отрицательным, т.е. организация должна стремиться к снижению затрат на производство и реализацию продукции.
|