Финансы туристской фирмы - это финансы хозяйствующего субъекта.
Задачами финансов турфирмы являются формирование денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления всей производственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получение прибыли, обеспечение финансовой устойчивости [2].
Финансовые отношения, возникающие в ходе производственно-обслуживающего процесса туристских фирм:
турагента (ТА) с туроператором (ТО) по расчетам за полученные туристские путевки и по другим платежам;
ТА с другим ТА при реализации путевок данного ТА;
туристской фирмы (ТФ) с органами ЖКХ по оплате аренды и коммунальных услуг;
ТФ с органами муниципального управления при выплате арендной платы за земельный участок, часть лесного фонда и т.д.;
ТФ со своими работниками по выплате заработной платы, премий, дивидендов по акциям и т.п.;
ТФ с банковской системой при получении и погашении кредита, покупке и продаже валюты при других банковских операциях;
ТФ с бюджетом, внебюджетными фондами и налоговой службой при внесении налогов и других платежей;
ТФ со страховыми компаниями по операциям страхования;
ТФ с негосударственными пенсионными фондами по взносам (вкладам);
ТФ с органами государственного управления (МИД, МВЭС, таможней и др.) по различного рода платежам;
ТФ с финансовыми учреждениями, небанковскими кредитными организациями при осуществлении трастовых, залоговых и трансфертных операций, лизинга и т.п.[8]
Эти отношения в туризме имеют свои особенности, которые обусловлены организацией финансов туризма.
Рассмотрим эти особенности [1]:
. Для туризма характерна особая схема кругооборота оборотных средств. Она обусловлена тем, что, во-первых, объект деятельности туризма - человек (турист), который покупает туристские впечатления исходя из своего интереса; во-вторых, в туризме процессы производства, реализации и организации потребления туристского продукта соединены вместе в единый производственно-обслуживающий процесс. Поэтому кругооборот оборотных средств в туризме значительно отличается от подобного процесса в промышленности, торговле, общественном питании. Схематично этот процесс в туризме можно представить так:
где Д - денежные средства, авансированные турфирмой на организацию тура, то есть на создание турпродукта;
Т - материальные и нематериальные услуги туризма, а также товары туристско-сувенирного назначения;
В - туристские впечатления;
Д1 - денежные средства, полученные от реализации услуг, товаров, туристских впечатлений и включающие добавленную стоимость.
Данная схема показывает, что турист платит деньги за то, что он видит и что его впечатляет (памятники культуры, интересные явления природы). В создание объектов туристского показа турфирма свой капитал не вкладывает, но уже само их существование приносит ей денежный доход. Фирма оплачивает лишь услуги, связанные с показом туристам этих объектов. Изменение или исчезновение объектов туристского интереса приводит к резкому замедлению оборачиваемости денежных средств и уменьшению денежных поступлений в турфирму.
. Своеобразие кругооборота оборотных средств в туризме сказывается на скорости их оборота. Оборачиваемость оборотных средств - это продолжительность прохождения оборотными средствами отдельной стадии производства и обращения. Время, в течение которого оборотные средства находятся в обороте, - период оборота. Оборачиваемость оборотных средств исчисляется продолжительностью одного оборота в днях или количеством оборотов за отчетный период.
Для каждой турфирмы, как и для каждого другого хозяйствующего субъекта, характерна своя скорость оборачиваемости средств, которая определяется многими факторами (постоянными или случайными), в первую очередь ассортиментом произведенного и реализуемого продукта, типом предприятия и т.п. Практика показывает, что в среднем оборачиваемость средств в турфирме происходит быстрее, чем в промтоварном магазине, в ресторане, но медленнее, чем в продовольственных магазинах и на базах.
. Для турфирм характерны особый состав и структура финансовых ресурсов. Этот состав определяется наличием турагентов и туроператоров на туристском рынке. Особенности состава и структуры финансовых средств, а также их источников обусловлены своеобразием потока денег и задолженности между субъектами туристского рынка, которые, прежде всего, определяются тем, что между моментом продажи турпродукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает кредиторская и дебиторская задолженность у турагентов и туроператоров.
. Для турфирм характерны особый состав и структура источников финансовых ресурсов. Финансирование туристской деятельности производится в основном за счет привлеченных средств (более 2/3) и частично за счет собственных средств. Заемных средств нет. Это связано с тем, что турфирма получает деньги за проданные туры раньше, чем предоставляет туристу услуги по этой путевке. Среди привлеченных средств основная доля (50% и более) приходится на кредиторскую задолженность.
|