рентабельность прибыль расход задолженность
Предприятие связи продает свои услуги в кредит, и оно устанавливает такие условия расчета, которые позволяют покупателю оплатить покупку в пределах оговоренного срока или получить скидку в качестве стимула за оплату ранее этого срока. До получения соответствующих сумм продажа услуг связи фигурирует в балансе как счета дебиторов. Чем щедрее предлагаемые условия кредита, тем крупнее дебиторская задолженность. Предположим, что ежемесячные продажи услуг составляют 30 млн тенге, а отсрочка платежа составляет 30 дней согласно договора и все покупатели производят оплату в пределах оговоренного срока, тогда счета дебиторов никогда не превысят 30 млн. тенге. Удлинение же срока платежа увеличивает дебиторскую задолженность и неизбежно увеличивает вероятность убытков, так как возможны непредвиденные события. Если предприятие игнорирует просроченные счета и разрешает им оплачивать их через 60 дней, вместо оговоренных 30, дебиторская задолженность может возрасти еще на 30 млн. тенге.
Спад в экономике также может привести к замедлению погашения дебиторской задолженности. Когда имеет место общее снижение экономической активности, предприятия связи получают меньше прибыли, а их ликвидность снижается. Возникает цепная реакция неплатежей, так как предприятие связи, не получившие своевременно оплату за свои услуги, задерживают расчеты со своими кредиторами и уже возникает кредиторская задолженность. А так как при замедлении процесса превращения счетов дебиторов в наличность ликвидность компании снижается, сокращается поступление наличности для хозяйственных операций.
При быстром росте дебиторской задолженности следует проверить по отчету о доходах, сопровождалось ли это соответствующим увеличением объема продаж. Если нет, то рост задолженности может указывать на то, что в целях стимулирования сбыта введены менее жесткие условия кредита.
С позиций кредитора счета дебиторов, как правило, представляют собой хороший источник обеспечения, потому что они в целом более ликвидны, чем материальные запасы, на смену которым они приходят.
Необходимо постоянно производить анализ возрастной структуры счетов дебиторов, что облегчает оценку дебиторской задолженности. Такая информация важна, так как чем старше счет, тем меньше вероятность его оплаты. Необходимо также периодически группировать счета с учетом возраста счетов, чтобы иметь возможность следить за динамикой и выявлять тенденции в оплате. Некоторая сумма дебиторской задолженности обычно остается невзысканной, а следовательно, означает убытки или безнадежные долги и предприятие вынуждено создавать резерв на ее покрытие. Когда долг становится безнадежным, сумму списывают за счет резерва на покрытие сомнительной дебиторской задолженности, а не непосредственно на убытки, что служит амортизатором для отчета о прибыли в случае неудачного решения о предоставлении коммерческого кредита. Если фактические убытки составляли 1% от суммы средней дебиторской задолженности, резерв должен быть равен по меньшей мере 1% от средней задолженности.
Процент роста или снижения (графа 11) определяется делением фактического выполнения показателя на значение показателя на 1.01.2002г. в процентном отношении (графа 8/4*100%).
Процент роста или снижения (графа 12) определяется делением фактического выполнения показателя на значение показателя на 1.10.2001г. в процентном отношении (графа 8/6*100%).
Анализ дебиторской задолженности текущего периода по категориям потребителей представлен в таблице 8.
Таблица 8 - Анализ дебиторской задолженности за 2010
Наименование задолженности по потребителям |
Единица измерения |
Дебиторская задолженность на 1.01.2010г. |
Дебиторская задолженность на 1.10.2010 |
Дебиторская задолженность на 1.10.2010 |
удельный вес (в%) |
% роста к задолж. на нач. года |
% роста к задолж. прошл. года | | |
Всего |
В т.ч. просрочен. |
Всего |
В т.ч. просроч. |
Всего |
В т.ч. просроч. |
Всего |
Всего |
Всего |
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Всего |
тенге |
175440 |
61494 |
259367 |
98092 |
262525 |
68974 |
100 |
149,6 |
101,2 |
в том числе: | | | | | | | | | | |
население |
тенге |
49500 |
950 |
62815 |
6200 |
102011 |
5100 |
7,4 |
206,1 |
162,4 |
гос. учреждения |
тенге |
37914 |
19320 |
78018 |
26842 |
48182 |
28442 |
41,2 |
127,1 |
61,8 |
предприятия |
тенге |
88026 |
41224 |
118534 |
65050 |
112332 |
35432 |
51,4 |
127,6 |
94,8 |
|