В процессе хозяйственной деятельности предприятие имеет доходы и производит расходы (затраты). В соответствии с нормативными актами, действующими в России (ПБУ 9/99), и международными стандартами финансовой отчетности под доходами понимается приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного (складочного) капитала.
Доходы состоят из следующих частей:
) выручка от продаж или доходы от обычной деятельности - основная форма доходов для предприятий - характеризует основную деятельность;
) прочие доходы.
Ранее, до отчетности за 2006 г., прочие доходы (и расходы) делились на операционные, внереализационные, включая чрезвычайные. Приказом Минфина России от 18.09.2006 № 116н были внесены изменения в классификацию доходов и расходов в бухгалтерском учете и отчетности. Все доходы и расходы делятся на:
доходы от обычных видов деятельности;
прочие доходы и расходы (без классификации на операционные, внереализационные и чрезвычайные).
Теперь в ф.№ 2 (см. Приложение 1) прочие доходы представлены так:
проценты к получению;
доходы от участия в других организациях;
прочие доходы.
В целях финансового анализа можно по данным бухгалтерского учета подразделять прочие доходы на доходы от операционной и внереализационной деятельности.
Доходы от операционной деятельности, не связанной с производством и продажей продукции, получаемые от совершения определенных хозяйственных операций, например сдача имущества в аренду, продажа имущества, участие в совместной деятельности, предоставление займов и др.
Доходы от внереализационной деятельности, т.е. в результате определенных фактов хозяйственной жизни, как правило, не зависящих от предприятия, - курсовые разницы, безвозмездное получение активов, списание задолженности и т.д.
Выручка, или доходы от продаж, есть результат основной деятельности предприятия и является основным показателем объема хозяйственной деятельности. Объем продаж - базовый показатель бюджетирования, т.е. сметного планирования на предприятии. Смета объема продаж продукции (товаров, работ и услуг) определяется методами маркетингового анализа (его объектами являются сам товар, рынок, т.е. потребители товара, и конкуренция), в результате которого выясняется, сколько товаров может продать производитель.
|