Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния.
Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых показателей. Финансовый анализ является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.
Финансовый анализ необходим для:
· выявления изменений показателей финансового состояния;
· выявления факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;
· оценки количественных и качественных изменений финансового состояния;
· оценки финансового положения предприятия на определенную дату;
· определения тенденций изменения финансового состояния предприятия.
Финансовый анализ необходим следующим группам его потребителей:
1. Менеджерам предприятий и, в первую очередь, финансовым менеджерам. Невозможно руководить предприятием и принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния. Для менеджеров важным является: оценка эффективности принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов.
2. Собственникам, в том числе акционерам. Им важно знать, каковы будут отдача от вложенных в предприятие средств, прибыльность и рентабельность предприятия, а также уровень экономического риска и возможность потери своих капиталов.
. Кредиторам и инвесторам. Их интересует, какова возможность возврата выданных кредитов, а также возможность предприятия реализовать инвестиционную программу.
. Поставщикам. Для них важна оценка оплаты за поставленную продукцию, выполненные услуги и работы.
Основными источниками информации для финансового анализа являются данные бухгалтерского и управленческого учета:
. Данные об имуществе предприятия (активах) и источниках его образования (пассивах) на начало и конец исследуемого периода в виде аналитического баланса.
. Данные о результатах деятельности предприятия за исследуемый период в виде аналитического отчета о прибылях и убытках.
Существует множество подходов к проведению финансового анализа предприятия. Большинство существующих в настоящее время методик анализа деятельности предприятия, его финансового состояния повторяют и дополняют друг друга, они могут быть использованы комплексно или раздельно в зависимости от конкретных целей и задач анализа, информационной базы, имеющейся в распоряжении аналитика.
Так, согласно методике анализа А.Д. Шеремета и А.И. Бужинского финансовое положение предприятий характеризуется размещением его средств и состоянием источников их формирования.
Основными показателями для оценки финансового состояния являются:
· уровень обеспеченности собственными оборотными средствами;
· степень соответствия фактических запасов активов нормативным и величине, предназначенной для их формирования;
· величина иммобилизации оборотных средств;
· оборачиваемость оборотных средств и платежеспособность.
По мнению авторов данной методики, важнейшим этапом анализа финансового состояния является определение наличия собственных и приравненных к ним средств, выявление факторов, повлиявших на их изменение в изучаемом периоде. В методике анализа финансового состояния под редакцией С.Б. Барнгольц и Б.И. Майданчика подход к анализу несколько глубже. Во главе исследования ставится непосредственное изучение баланса предприятия. Этому предшествует установление степени достоверности информации, содержащейся в балансе, путем ее сопоставления с другими источниками информации.
Основными критериями устойчивости финансового состояния являются:
· платежеспособность хозяйствующего субъекта,
|