Финансовый обозреватель

Только новое из мира финансов

  • Slide image one

Методика определения безубыточного объема продаж

Работа любого предприятия сопряжена с затратами, управление которыми требует особого мастерства от администрации. Одним из показателей такого мастерства является умение правильно определить точку безубыточности производства. Как известно, точка безубыточности - это минимальный уровень любой экономической деятельности, который обеспечивает равновесное положение объемов затрат к объемам выручки. Соответственно, чтобы предприятие было прибыльным и ликвидным, объемы производства должны превышать величину точки безубыточности. Если же, по каким-то причинам, объем производства ниже этой точки, то такая деятельность признается неликвидной, т.е. убыточной. Описание компрессор поршневой к 12 здесь.

Существует несколько методов расчета точки безубыточности, остановимся более подробно на каждом из них.

Математический метод

При использовании математического метода для расчета точки безубыточности определяется объем реализации в единицах продукции, который необходим для покрытия всех затрат:

Выручка от реализации - суммарные переменные затраты - постоянные затраты = прибыль

Учитывая, что выручка от реализации = цена на единицу продукции х объем реализации суммарные переменные затраты = переменные затраты на единицу продукции х объем реализации, формула для расчета прибыли предприятия может быть представлена в следующем виде:

(Цена единицы продукции х Х) - (Переменные затраты х X) - постоянные затраты = прибыль, где X - объем реализации в точке безубыточности

Так как прибыль приравнивается к нулю (цель расчета состоит в определении объема реализации или критической точки, при котором у предприятия нет прибыли), то для расчета объема реализации используют следующую формулу:

X х (цена единицы продукции - переменные затраты на единицу продукции) - постоянные затраты = 0

Таким образом, для того чтобы рассчитать объем реализации, при котором прибыль равна нулю, или точку безубыточности, необходимо величину постоянных затрат разделить на разность между ценой продажи и величиной переменных затрат на единицу продукции:

X = постоянные затраты: (цена - переменные затраты на единицу продукции)

Метод маржинального дохода

Маржинальный доход - это разница между выручкой от реализации и переменными затратами.

Формула расчета маржинального дохода (маржинальной прибыли):

TRm = TR - TVC, (3.1)

где, TRm - Маржинальный доход

TR - Доход

TVC - Переменные затраты

Таким образом маржинальный доход это постоянные затраты и прибыль. Часто вместо МД используется термин "вклад на покрытие": маржинальный доход - это вклад на покрытие постоянных затрат и формирование чистой прибыли.

Формула расчета маржинального дохода не показывает его зависимость от постоянных затрат, переменных затрат и цены.

Маржинальный доход особенно интересен в том случае, если на предприятии выпускают несколько видов продукции и необходимо сравнить, какой вид продукции дает больший вклад в общий доход. Для этого вычисляют какую часть составляет МД в доле выручки (дохода) по каждому виду продукции или товару.

Маржинальный анализ - анализ соотношений показателей трех групп: объем, себестоимость и прибыль, при этом себестоимость подразделяют на переменные и постоянные расходы и рассчитывают величину маржинальной прибыли.

Основные возможности маржинального анализа:

) анализ безубыточного объема продаж (или порога рентабельности, мертвой точки, точки безубыточности, окупаемости издержек) при заданных величинах цены, постоянных и переменных расходов;

) анализ зоны безубыточности предприятия;

) анализ необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

) анализ критического уровня постоянных расходов при заданном уровне маржинальной прибыли;

) анализ критической цены реализации продукции при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных расходов.

А также методика маржинального анализа позволяет принимать эффективные управленческие решения:

а) по выбору вариантов изменения производственных мощностей;

б) по изменению ассортимента продукции.

В основе маржинального анализа рассматривается себестоимость реализованной продукции и ее классификация.

Себестоимость - это затраты и расходы на производство и реализацию продукции.

Анализ себестоимости проводят по следующим признакам:

элементам затрат;

калькуляционным статьям расходов.

Классификация себестоимости по элементам затрат:

) материальные затраты:

Перейти на страницу:
1 2