Существует множество разнообразных факторов, оказывающих влияние на привлекательность страны с точки зрения притока в нее иностранных инвестиций. В контексте инвестиционной привлекательности можно выделить следующие факторы, оказывающие благоприятное воздействие на инвестиционный климат:
политическая стабильность;
Нефтекамск мастер окон: оконщики в нефтекамске 49 мастеров oknamaster-rb.ru. прозрачные и недискриминационные рамки регулирования;
наличие и исполнение законов;
некоррупционная процедура разрешения конфликтов;
низкий уровень бюрократии;
большой и растущий рынок;
развитая инфраструктура (коммуникационная, транспортная и т.п.);
квалифицированная рабочая сила;
присутствие на рынке эффективных местных фирм;
наличие фискальных и других стимулов (налоговые каникулы, субсидии и т.п.).
В теории также принято выделять четыре мотива, которые оказывают влияние на принятие решения прямыми иностранными инвесторами относительно того, осуществлять инвестиции в ту или иную страну. К ним относят:
поиск рынков сбыта;
природные ресурсы;
стратегическое положение;
низкие издержки производства (таким образом, компании считают, что производство внутри страны будет более прибыльным по сравнению с импортом продукции).
Опрос главных инвесторов показал, что основными мотивами в случае инвестирования в Россию являются: поиск рынков сбыта, природные ресурсы и низкие издержки производства внутри страны. Природно-ресурсный мотив является определяющим в случае транснациональных нефтяных корпораций (BP, Royal Dutch Shell). К компаниям, инвестирующим в поисках рынка сбыта, следует отнести тех, кто работает в пищевой (Cadburry, Mars и другие), табачной (Philip Morris) и телекоммуникационной (Deutsche Telecom) отраслях. Низкие издержки производства являются основным мотивом при принятии решений в автомобильной отрасли (BMW, General Motors).
Страны конкурируют друг с другом в сфере привлечения иностранных инвестиций. Россия, благодаря своим размерам, природным ресурсам, имеющейся инфраструктуре и квалифицированной рабочей силе, обладает большим инвестиционным потенциалом. Тем не менее, он по-прежнему в значительной степени недоиспользован. Если в экономической сфере Россия за последнее время добилась определенных успехов (снижение налогового бремени, существенное уменьшение отношения внешнего долга к ВВП, признание за страной статуса рыночной экономики, исключение из черного списка ФАТФ), то в институциональной сфере успехи весьма незначительны. Далее представлены три таблицы, в которых осуществляется сравнение России с другими переходными экономиками по основным параметрам институциональной среды (см. табл. 2,3,4).
Таблица 2. Сравнительный анализ административных и регулирующих процедур в странах с переходной экономикой
Страна |
Регулирующие барьеры для бизнеса (1) |
Издержки импортирования иностранного оборудования *(2) |
Бремя peгулирования (3) |
Протрачность и ясность процесса принятия политических решений (4) |
Масштабы бюрократии (5) |
Эффектив ность налоговой системы (6) |
Болгария |
4,0 |
2,3 |
2,7 |
2,4 |
3,4 |
2,2 |
Чехия |
4,5 |
1,8 |
2,6 |
3,7 |
2,6 |
2,4 |
Эстония |
4,4 |
1,3 |
4,1 |
4,1 |
3,1 |
5,5 |
Венгрия |
3,9 |
1,9 |
3,3 |
4,0 |
2,4 |
3,5 |
Латвия |
4,3 |
2,2 |
3,0 |
3,3 |
3,4 |
3,0 |
Литва |
3,8 |
1,8 |
2,8 |
3,6 |
2,8 |
2,3 |
Польша |
4,4 |
2,5 |
2,5 |
2,8 |
2,6 |
2,4 |
Румыния |
4,0 |
3,4 |
1,6 |
2,1 |
1,8 |
1,4 |
Россия |
4,0 |
4,0 |
2,5 |
2,6 |
3,5 |
2,3 |
Словакия |
4,6 |
1,9 |
2,1 |
3,0 |
2,2 |
2,6 |
Словения |
4,2 |
1,6 |
2,8 |
4,2 |
2,5 |
3,5 |
Украина |
3,2 |
3,9 |
2,0 |
2,4 |
3,7 |
1,7 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|