Предшествующий анализ создает основу для выработки стратегических шагов, направленных на улучшение общих результатов деятельности диверсифицированной компании. Принципиальный вопрос «что делать?» решается с учетом выводов об общем составе предприятий в портфеле. Ключевые соображения при этом таковы:
достаточно ли в портфеле представлены предприятия в весьма привлекательных отраслях; много ли в портфеле предприятий маргинального типа («вопросительных знаков»);
не слишком ли велика доля зрелых или переживающих упадок отраслей, что способно затормозить рост компании; достаточно ли у фирмы «дойных коров» для финансирования «звезд» и формирующихся победителей;
можно ли рассчитывать на то, что ключевые предприятия компании обеспечат надежную прибыль и/или поступление наличности; не слишком ли портфель чувствителен к сезонным и прецессионным факторам;
представлены ли в портфеле предприятия, в которых компания по-настоящему не нуждается;
не обременяет ли компанию слишком большое число предприятий, конкурентные позиции которых неудовлетворительны или явно слабы;
обеспечивает ли структура делового портфеля компании хорошие перспективы на будущее?
Ответы на перечисленные вопросы позволяют судить, следует ли стратегам компании рассмотреть возможности отказа от ряда предприятий, приобретения новых единиц или реорганизации состава портфеля.
Надежным критерием стратегической и финансовой привлекательности делового портфеля диверсифицированной фирмы является то, способна ли компания добиться своих целей с помощью нынешней структуры предприятий. Если да, то существенные изменения стратегии не требуются.
Если же существует вероятность того, что цели не будут достигнуты, стратегии компании могут предпринять ряд действий, чтобы восполнить пробел (11, С. 201):
. Скорректировать стратегические планы некоторых (или всех) предприятий в портфеле. Этот вариант означает новую попытку добиться лучших результатов на основе имеющихся бизнес-единиц. Менеджеры компании могут потребовать от менеджеров бизнес-единиц улучшения показателей работы. Однако слишком рьяная попытка добиться лучших краткосрочных результатов может поставить под угрозу долговременные показатели предприятия. Отказ от затрат, которые могли бы повысить долговременную конкурентоспособность предприятия, во имя улучшения краткосрочных финансовых показателей, является опасной стратегией. Во всяком случае, существуют пределы извлечения дополнительных результатов.
. Дополнить портфель компании новыми бизнес-единицами. В связи с улучшением общих показателей на основе приобретения и/или открытия новых предприятий в фирме возникают новые стратегические проблемы.
Расширение портфеля компании предполагает тщательное рассмотрение того:
приобретать ли предприятия, имеющие или не имеющие отношение к нынешним видам деятельности;
каких размеров предприятия приобретать;
как новые единицы впишутся в сложившуюся структуру компании;
какие конкретные особенности нового кандидата на приобретение важны;
можно ли профинансировать новые приобретения, не ущемляя инвестиционные интересы имеющихся бизнес-единиц.
Добавление новых предприятий - это важный стратегический вариант, к которому часто прибегают диверсифицированные компании, чтобы избежать замедления роста доходов.
. Избавиться от предприятий, которые имеют неудовлетворительные результаты и приносят убытки. Наиболее вероятными кандидатами являются предприятия, имеющие слабые конкурентные позиции, относящиеся к относительно непривлекательным отраслям, или отрасли, которые «не соответствуют» стратегии компании. Средства, полученные от продажи таких предприятий, можно, разумеется, направить на финансирование новых приобретений, оплату долга компании или финансирование новых стратегических инициатив оставшихся предприятий.
. Сформировать альянсы с целью изменения условия, которые привели к неудовлетворительным результатам. В ряде случаев альянсы с отечественными или иностранными фирмами, отраслевыми ассоциациями, поставщиками, покупателями или особыми заинтересованными группами способны помочь улучшить перспективы компании. Формирование группы поддержки может оказаться эффективным способом лоббирования решений по импортно-экспортным проблемам, налоговым неувязкам и обременительным законодательным требованиям.
|