Четкая нацеленность на сохранение профицита в краткосрочной перспективе заставляет государственные органы проводить долгосрочные налоговые преобразования с учетом отслеживания краткосрочных последствий. В результате практически все последние изменения в налоговой сфере имели в первую очередь не стимулирующую, а фискальную роль.
Любое изменение действующего порядка налогообложения сопровождалось утверждением дополнительных мер, которые были призваны полностью компенсировать возможные потери бюджета от вводимых реформ. Утверждение плоской шкалы подоходного налога фактически стало причиной роста минимальной ставки с 12 до 13 %, и реально эффективная база этого налога и по сей день составляет менее половины фактических доходов. Снижение налога на прибыль до 24 % сопровождалось отменой инвестиционных льгот, позволявших заметно сокращать эффективную ставку налога. В результате налоговых преобразований, которые были ориентированы в первую очередь на краткосрочный результат, вопреки многочисленным заявлениям официальных лиц, стало не снижение налоговой нагрузки, а, наоборот, ее рост (в особенности для предприятий производственной сферы).
От налоговой реформы менее всего получили выгоду муниципальные бюджеты. Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано увеличением налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местах же это увеличение было не столь заметно. К тому же борьба с оборотными налогами ударила в большей мере именно по нижнему бюджетному «этажу».
Плюсом налоговой реформы могли бы стать упрощение системы налогообложения и устранение неэффективных налогов, например налогов с оборота. Но на практике из-за обилия оговорок и уточнений, призванных не допустить ни малейшего снижения текущих налоговых сборов, система не стала более прозрачной, а польза от упразднения некоторых оборотных налогов вряд ли станет больше совокупных издержек увеличившегося бремени.
Между тем российский «экономический пирог» еще слишком мал, чтобы можно было заниматься его разделение на части, несмотря на темпы его увеличения. Эмпирические оценки являются индикаторами того, что сокращение эффективной налоговой нагрузки на 1 % ВВП дает долгосрочный прирост выпуска на 0,2-0,3 % в год.
Из всего вышесказанного можно вывести цель проекта - решение основных проблем налогообложения путем внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, корректировке правовой базы специальных налоговых режимов и процедуры взимания налогов.
Задачами проекта совершенствования государственного регулирования налогообложения в РФ является:
· изменение Налогового кодекса РФ по основным видам налогов
· корректировка правовой базы специальных налоговых режимов
· предложение изменения процедуры взимания налогов
|