Основные направления дальнейшего развития налоговой политики, а, следовательно, и налогообложения Российской Федерации на 2010 - 2012 гг. утверждались Правительством РФ в 2008 г. и в перспективе приоритеты в области налоговой политики России остаются неизменными, как и были запланированы - создание эффективной сбалансированной, бюджетной и налоговой системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.
Если рассматривать количественные параметры российской налоговой системы с учетом изменений, предполагаемых к реализации в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики в сфере налогообложения на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:
. Сохранение стабильного и неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. Учитывая это, при том, что приняты расходные обязательства бюджетной системы, а также заложены в долгосрочном периоде увеличение социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при соизмеримом снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения административной и налоговой нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, эффективности и нейтральности основных налогов.
. Унификация налоговых ставок, повышение нейтральности и эффективности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации используемых налоговых льгот и интеграции, освобождений российской налоговой системы в международные налоговые отношения.
Ввод в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налогообложения. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соразмерно нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от желаемой. Однако проблемы с внедрением в Российской Федерации инструментов налоговой политики, успешно функционирующих во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.
Частично подобные проблемы могут быть решены при помощи адаптации широко применяемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики. Примером этого является успешное применение в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих ситуациях неэффективность регулирования налогообложения связана с неполной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, органов государственной власти, судебной системы и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать поступательные шаги по исправлению указанных недостатков налоговой системы. Но главным условием результативности данных мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в других областях.
. Равномерное распределение налоговой нагрузки.) по отраслям. Нужно для минимизации искажающего влияния налогов на соотношение развития различных секторов экономики, для сохранения максимально экономически обоснованного поведения граждан и предприятий. В самой большей степени выполняет такую задачу НДС с единой ставкой.
В соответствии с этим, при традиционном способе принятия решений о ставках налогообложения политическое сопротивление их увеличению имеет мало шансов на регулярную массовую поддержку.
В меньшей степени требованию не создавать диспропорций в развитии экономики удовлетворяет Налог на доходы граждан с единой ставкой. Налогообложение им потворствует капиталоемким отраслям хозяйства за счет более трудозатратных.
Б) по отдельным субъектам хозяйственной деятельности (включая и граждан)
Данная задача сводится к обеспечению одинакового обложения отраслей, достижение показателей равномерно высокой собираемости налогов, запрету на любые индивидуальные льготы и единым ставкам налогообложения для всех категорий налогоплательщиков.
. Рациональное распределение налогов по разным уровням управления и между территориями.
Перспективной целью стоит, по всей вероятности, считать полный отказ от таможенных пошлин. Это может создать серьезные долгосрочные конкурентные преимущества российской экономике, как в большей степени открытой. Не говоря уже об экономии расходов на поддержание закрытости государственной границы.
. Налоги регионов и местные налоги и должны быть такого характера, чтобы налогообложение было отчетливо привязано к соответствующей территорией. Свобода установления ставок по этим налогам разрешит создать конкуренцию между территориями и будет положительно влиять на минимизацию ставок.
|