Формирование системы налогообложения как составной части налоговой системы после введения части первой НК РФ связано с налоговой реформой, основные цели которой состояли в снижении налогового бремени экономики и его структурной перестройке, оптимизации количественного и качественного состава налогов и сборов.
В начале 2001 года в своем Послании Федеральному собранию РФ Президент Российской Федерации В.В. Путин в связи с проведением кардинальной налоговой реформы выделил и подчеркнул стратегический приоритет - рациональное, справедливое обложение природных ресурсов - основного богатства России, недвижимости, а также последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота.
В течение последующих лет были отменены различные налоги и сборы, в том числе не связанные с результатами деятельности, но привязанные к объемам оборота: налог на пользователей автомобильных дорог (ставка - 2,5 % выручки от реализации товаров и услуг), налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (ставка - 1,5 % выручки от реализации товаров и услуг), налог с продаж (ставка - 5% от стоимости реализации товаров и услуг). Были отменены десятки других малозначительных налогов и сборов, снижены ставки по ряду оставшихся налогов: налогу на прибыль - с 35% до 24% с 2002 г.; налогу на доходы физических лиц - вместо прогрессивной шкалы от 12% до 35% установлена пропорциональная ставка 13% (в части обложения трудового дохода); единому социальному налогу - с 39% до 35,6% с 2001 года и 26,0% с 2005 года; налогу на добавленную стоимость - с 20% до 18% .
Взамен малозначимых платежей за пользование природными ресурсами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы с 2002 года введен налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 части второй НК РФ), также изменены основные элементы регионального налога на имущество организаций (сужен объект налогообложения за счет изъятия запасов и затрат, но увеличена ставка налога - с 2,0 % до 2,2 %).
В силу различных политических и экономических интересов преобразования в российской политике налогообложения носят скорее спорадический характер нежели системный. Как известно, окончательным критерием жизнеспособности и эффективности проводимой налоговой реформы выступает практика. Любой закон о налогах только тогда станет действенным механизмом преобразований, когда будучи встроенным в реальные воспроизводственные процессы, будет способствовать развитию общественного производства.
В Послании Федеральному Собранию РФ в мае 2004 года Президент РФ В.В. Путин отметил, что преобразования в налоговой сфере за последние четыре года уже стали «приносить результаты - выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты, уменьшилось налоговое бремя экономики». И чтобы перейти к эффективной налоговой системе необходимо, чтобы налоговая система стала справедливой и не позволяла уклоняться от налогов, была бы более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса, и способствовала формированию конкурентоспособности российских организаций и экономики в целом.
Система налогообложения характеризуется рядом показателей, в числе которых:
· количественный состав налогов и сборов;
· количественный состав и структура налогоплательщиков;
· налоговый потенциал экономики;
· налоговое бремя экономики;
· собираемость налогов и сборов;
· состояние налоговой дисциплины.
Рассмотрим перечисленные характеристики применительно к налоговой системе Российской Федерации.
В Российской Федерации на начало 2012 г., исходя из федеративного устройства государства, установлены и введены в действие 9 федеральных налогов и сборов, 3 региональных и 2 местных налога, т.е. всего 14 по сравнению с 51 на начало 1999 г. (из которых 22 федеральных, 6 региональных, 23 местных).
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость (НДС);
2) акцизы на отдельные виды товаров;
) налог на прибыль организаций;
) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
) единый социальный налог (ЕСН);
) налог на добычу полезных ископаемых;
) водный налог;
8) сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
Перейти на страницу: 1 2 3
|