Целью экономического развития общества является удовлетворение постоянно растущих потребностей его членов.
Удовлетворение потребностей происходит через использование (потребление) созданного в обществе за определённый промежуток времени (обычно за год) валового внутреннего продукта (ВВП).
В процессе создания ВВП принимают участие субъекты экономических отношений (домашние хозяйства, бизнес, государство, «заграница»), которые претендуют на ВВП для дальнейшего воспроизводства.
Распределение стоимости ВВП между субъектами экономических отношений происходит в два этапа. На первом этапе происходит первичное распределение стоимости ВВП. Этот процесс осуществляется объективно, без участия государства, здесь формируется источники финансов, появляются такие категории, как «доход», «рента», «заработная плата» и т.п.
Второй этап (вторичное распределение или перераспределение) организует государство, которому необходимы дополнительные материальные источники существования для выполнения функций, возложенных на него обществом. Государство императивно (повелительно) перераспределяет часть стоимости ВВП, а именно национальный доход (совокупность заработанных в обществе доходов). Основной формой такого перераспределения являются налоги. Через налоги перераспределяется порядка 90% стоимости ВВП.
Таким образом, сущность налогов проявляется в принудительном изъятии государством в пользу общества определённой части стоимости ВВП (НД) для формирования его централизованных финансовых ресурсов.
Появляясь на стадии перераспределения, налог выступает одной из важнейших финансовых категорий. Отличительными признаками (характерными чертами) налога выступают (рисунок 1):
Признак отчуждения собственности субъектов означает то, что государство императивно изымает в свою пользу часть сформированных у субъекта доходов (перераспределяет их).
Обязательность уплаты является конституционной нормой (ст. 57 Конст. РФ) и обеспечивается государством в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов (это свидетельствует о принудительном характере налогов).
Законность установления налогов также является конституционной нормой (ст. 57 Конст. РФ). Установленные взимание или отмена налогов осуществляется исключительно на основе закона.
Индивидуальная безвозмездность характеризует односторонность, безэквивалентность и безвозвратность налогов (в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона-налогоплательщик).
Денежная форма налога объективна, т.к. речь идёт о перераспределении части стоимости ВВП, а стоимостная оценка производится только с помощью всеобщего эквивалента - денег.
Абстрактность налогового платежа означает, что при внесении в бюджет он не должен иметь целевого назначения.
Признак абстрактности основан на бюджетно-правовом принципе запрета на индивидуализацию бюджетных доходов.
Формы налогов - это нормативно-правовые способы организации бюджетных налоговых доходов (юридические конструкции налоговых правоотношений по поводу изъятия государством в пользу общества части стоимости ВВП).
НК РФ определены две формы налогов:
) налог - обязательный платёж…
) сбор - обязательный взнос…
В российском налоговом законодательстве сохранились и традиционные названия налогов и сборов : так акциз в налоговом кодексе определяется как налог, а государственная пошлина - как сбор.
Сущность категории проявляется в её функциях. Вопрос о функциях налогов является дискуссионным. В налоговой теории рассматриваются различные точки зрения по поводу состава и содержания функций налогов.
Функциональная определённость налогообложения предопределяет особенности построения налогов, характер их действия и сферу применения, формируя, таким образом, направленность налоговой политики.
|