Мировая практика свидетельствует о том, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников.
Субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль по численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг. Субъекты малого бизнеса как субъекты рыночной экономики имеют помимо преимуществ и ряд недостатков.
Из проводимого анализа зарубежного и отечественного опыта развития малого предпринимательства, можно выделить следующие его достоинства: - более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования
большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
относительно небольшие расходы, особенно затраты на управление;
большая возможность для индивидуальной реализации своей идеи, проявления своих способностей;
более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
В докладе Международного бюро труда было отмечено, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.
Субъекты малого бизнеса лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных заказчиков, дают средства к существованию большему количеству людей, в сравнении с крупными предприятиями, тем самым помогают подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Субъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высокий уровень риска, и поэтому достаточно неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная ответственность к изменениям условий хозяйствования; трудности привлечении дополнительных финансовых ресурсов и получении кредитов; неуверенность и осторожность партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого бизнеса определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
Практика деятельности зарубежных малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В современном малом бизнесе также необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.
Шансы предприятия на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Зарубежная статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований было отмечено, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.
Перейти на страницу: 1 2 3
|