Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.
Повышение рентабельности продукции обеспечивается преимущественно снижением себестоимости единицы продукции. Чем лучше используются основные производственные фонды, тем выше рентабельности производства. При улучшении использования материальных оборотных средств снижается их величина, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции. Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости материальных оборотных средств являются одновременно факторами роста рентабельности производства. Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме полученной выручки.
(3.4),
где ВР - выручка от реализации продукции, ЧП - чистая прибыль предприятия.
Этот показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности (сколько прибыли имеет предприятие с рубля выручки). Рентабельность продаж может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.
Если рентабельность продаж постепенно снижается, то причина либо в выросших издержках, либо в повысившихся ставках налога. Следовательно, мы должны обратиться к изучению этих факторов, чтобы найти корень проблемы. Снижение объема продаж может свидетельствовать, прежде всего, о падении конкурентоспособности продукции, так как позволяет предположить сокращение спроса на продукцию.
В отчетном периоде деятельность ООО «Стройкровля» оставалась прибыльной, однако, при этом наблюдалась общая тенденция к снижению всех показателей рентабельности (табл. 2.6 в приложении 8). Данная тенденция проиллюстрирована также рисунками 3 - 6 в приложении 9.
Рентабельность основной деятельности в отчетном периоде в целом снижалась с 41,1% в начале года до 27,1% в конце. Это произошло из-за того, что темпы роста себестоимости в целом превышали темпы роста выручки предприятия, что говорит о снижении эффективности управления затратами компании. Снижение рентабельности активов и рентабельности собственного капитала обусловлено резким падением чистой прибыли в течение года при том, что размеры собственного капитала и совокупного капитала снижались незначительно.
Рентабельность продаж после резкого снижения во втором квартале более чем в два раза до 10,6% к концу года вновь восстановилась до первоначального уровня в 24,8%. Но следует учитывать, что это обусловлено финансовыми результатами от прочих видов деятельности предприятия, которые существенно влияли на величину чистой прибыли (выше было отмечено, что эффективность основной производственной деятельности снижалась).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в отчетном периоде эффективность основной деятельности предприятия снижалась.
Заключение
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|