В-третьих, элементы налогообложения определяются в порядке установленном НК РФ, т.е, чтобы специальный налоговый режим был установлен, законом должны быть определены следующие элементы:
налогоплательщики (ст. 346.28 НК РФ);
объект налогообложения (ст. 346.29 НК РФ);
налоговая база (ст. 346.29 НК РФ);
налоговый период (ст. 346.30 НК РФ);
налоговая ставка (ст. 346.31 НК РФ);
порядок и сроки уплаты налога (ст. 346.32 НК РФ)
порядок зачисления сумм (ст. 346.33 НК РФ).
В-четвертых, несмотря на то, что специальные налоговые режимы являются по своей сути льготными налоговыми режимами, их элементом обложения могут быть дополнительные налоговые льготы, которые также определяются в соответствии с НК РФ.
Специальные налоговые режимы отличаются от общего режима налогообложения тем, что они, являясь активным действенным инструментом государственной фискальной политики, позволяют налогам и налоговой системе страны в целом реализовать свою регулирующую функцию.
К специальным налоговым режимам относятся:
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
Все специальные налоговые режимы выступают нерыночными инструментами регулирования экономики, т.к. направлены на создание более выгодных экономических условий ведения предпринимательской деятельности для определенного круга хозяйствующих субъектов. Поэтому введение специальных налоговых режимов должно быть обоснованным, а для этого должна быть точно определена цель применения налогового режима.
Специальный налоговый режим, получивший название системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, относится к субъектным налоговым режимам, поскольку установлен для определенной группы плательщиков. Он применяется с целью стимулирования развития малого предпринимательства.В странах с рыночной экономикой, где малый бизнес производит существенную часть ВВП часто устанавливается налоговый режим в форме вмененного налога. Как правило, вмененный налог устанавливают относительно низким, чтобы уменьшить его возможное неблагоприятное влияние на экономическую активность организаций и предпринимателей с низкой фактической доходностью. Таким образом, специальный налоговый режим выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую, сочетаяв себе две важнейшие налоговые функции.
Особое внимание заслуживает объект обложения единым налогом, представляющий собой вмененный (потенциальный, предполагаемый) доход хозяйствующих субъектов в отдельных непроизводственных сферах деятельности, который рассчитывается на основе ряда показателей (таких, как базовый уровень доходности и корректирующие коэффициенты).
Центральное место в этом специальном налоговом режиме отведено единому налогу на вмененный доход. Имеющиеся методические особенности его взимания принципиально отличают его от большинства налогов, входящих в налоговую систему страны.
Первая особенность заключается в том, что сумма этого прямого налога не зависит от фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, т.е. налоговая база и сумма налога могут исчисляться еще до начала налогового периода. Срок уплаты налога, а не авансовых платежей, может устанавливаться также до начала налогового периода. Эта особенность проявляется еще в том, что правовой основой его взимания не предусмотрена корректировка суммы налога, исходя из фактически полученного дохода, в чем содержится опасность нарушения важнейшего принципа налогообложения, который определяет, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|