Финансовый обозреватель

Только новое из мира финансов

  • Slide image one

Бюджетная система СССР

С образованием в 1922г. Союза Советских Социалистических Республик и выходом в 1924г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. Образуется государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджета социалистических республик, составляющих СССР, был создан союзный бюджет, на который было возложено финансовое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного и культурного строительства и оборонного значения.

При формировании доходной части всех бюджетов использовался принцип подведомственности, в соответствии с которым, предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет.

Следует отметить, что местные бюджеты (бюджета автономных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929-1930г.г. - сельские бюджета) не включались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.

Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930-1932г.г. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи - налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931г.» в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов - налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

Тенденция к централизации выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.

В зависимости от степени централизации распределение финансовых ресурсов между бюджетами менялось (таблица 2).

Таблица 2. Распределение финансовых ресурсов между бюджетами

1928/29г.

1938г

1946г.

1965г.

1988г.

Государственный бюджет СССР (расходы)

100%

100%

100%

100%

100%

в том числе союзный бюджет

60,7%

72,2%

79,5%

42,5%

56,9%

Бюджеты союзных республик

39,3%

27,8%

20,5%

57,5%

43,1%

Перейти на страницу:
1 2