Анализ статистических данных по структуре и по объему гос.доходов и гос.расходов РК
B настоящее время налоговое прогнозирование и планирование выступают основой рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности.
Ключевой идеей налогово-бюджетной политики и в правительстве, и в массовом сознании, и в части экспертного сообщества остается снижение налоговой нагрузки. В программе правительства ей отводится центральная роль как средству стимулирования экономического роста, и фактически вся налогово-бюджетная политика в этой программе строится вокруг задачи снижения налоговой нагрузки, которую предлагается ежегодно сокращать не менее чем на 1% ВВП.
Доходы государственного бюджета на 2010-2012 гг. определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений Налогового кодекса и других нормативных правовых актов. В таблице 1 рассмотрен прогноз доходов государственного бюджета.
Таблица 1 Доходы государственного бюджета
Наименование показателей 2010 год 2011 год 2012 год
Доходы 14,2 15,2 15,0
налоговые поступления 13,6 14,6 14,4
неналоговые поступления 0,4 0,5 0,4
В расчетах доходов учитывалось повышение заработной платы работникам госуправления и госучреждений с 1.07. 2010 года на 25 %, с 1.07.2011 года на 30 % и снижение поступлений социального налога в результате увеличения отчислений в Государственный фонд социального страхования до 5 % в 2010 году и индивидуального подоходного налога в связи с увеличением размера минимальной заработной платы в 2010 - 2012 годах.
Прогноз объемов поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд, на 2010 - 2012 годы составлен на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений за предыдущие годы, анализа текущей ситуации.
Прогноз поступлений прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2010 - 2012 годы, показан на рисунке 1.
Рисунок 1- Прогноз поступлений прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2010 - 2012 годы
В 2010 году поступления прямых налогов в НФ РК прогнозируются на уровне - 7,9 % к ВВП, в 2011 году - 8,3 %, в 2012 году - 8,0 %
Прогнозы государственного и республиканского бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, консолидированного бюджета Республики Казахстан.
На протяжении последних лет экономика Казахстана демонстрировала устойчивый рост и обеспечивала профицит консолидированного бюджета. Именно это позволило стране накопить те резервы, которые сегодня смягчают последствия мирового финансового кризиса.
Таким образом, социальная направленность бюджета в среднесрочной перспективе будет сохранена и основным приоритетом при планировании государственных расходов будет являться благополучие граждан Казахстана, а именно их социальная поддержка, здоровье и образование, а также создание условий для качественного посткризисного роста экономики.
При прогнозе расходов государственного бюджета учтены мероприятия по реализации поручений Главы государства, озвученных в ежегодных посланиях народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики», «Через кризис к обновлению и развитию».
На рисунке 2 показан прогнозный баланс консолидированного бюджета и ненефтяной дефицит государственного бюджета в 2008 - 2012 годах.
Рисунок 2 - Баланс консолидированного бюджета и ненефтяной дефицит государственного бюджета в 2008 - 2012 годах
Однако дальнейшее использование накопленных активов, без принятия мер по снижению расходной нагрузки на бюджет, осуществляться не будет. Соответствующие меры были уже предприняты при уточнении республиканского бюджета на 2009 год, когда по ряду направлений расходы были сокращены, в том числе административные расходы центральных и местных государственных органов, холдингов, национальных компаний, социально-предпринимательских корпораций, а также их материально-техническое оснащение и капитальный ремонт.
Пересмотрены подходы к реализации бюджета развития, что также позволило оптимизировать расходы по инвестиционным проектам и увеличению уставных капиталов государственных организаций. Темпы роста расходов госбюджета и ВВП в 2008 - 2012 годах, показан на рисунке 3.
Рисунок 3 - Темпы роста расходов госбюджета и ВВП
Несмотря на снижение объема государственных расходов в 2009 году и их незначительный прирост начиная с 2010 года, бюджетная политика будет направлена на мобилизацию и сосредоточение финансовых ресурсов для полного и своевременного осуществления всех взятых государством обязательств и, в первую очередь, это социальные обязательства, а также мероприятия, косвенно влияющие на социальную поддержку населения страны, включая обеспечение занятости.
Перейти на страницу: 1 2 3
|