Данная тема выбрана мной потому, что в настоящее время она является
наиболее актуальной. Мировой финансовый кризис повлиял на экономику всех стран,
в том числе и нашу. Регулирование денежно-кредитной политики является
основанием для стабилизации экономики у государства.
Денежно-кредитная политика - это важная форма участия государства в
регулировании рыночного процесса.
Роль государства в регулировании денежного рынка очень велика, так как
именно оно выпускает деньги в обращение и берет на себя ответственность за
управление денежным процессом. Главной задачей денежно-кредитной политики
является достижение поставленных экономической политикой государства
макроэкономических целей, таких, как:
- Поддержание стабильности цен;
- Достижение высокого уровня занятости (стремление к
естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его
предложению);
- Обеспечение экономического роста
- Обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем
денежном рынке;
- Поддержание равновесия на отдельных сегментах национального
финансового рынка;
- Обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка
В современной рыночной экономике существует немало
социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих
государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная
экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют
упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют.
Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет, и не было ни одной страны, экономика
которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с
рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей
степени механизм государственного регулирования экономики.
Рынок - это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов
координации поведения экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во
времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с
механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция
их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного
общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных
экономических систем, кроме смешанных, не существует.
В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в
функционировании экономики далеко не одинакова. Она различается по масштабам,
формам и методам воздействия государства на экономику, по готовности общества
принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь.
Эти различия обусловлены многими факторами объективного материального порядка,
а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества,
что сейчас определяется таким понятием, как менталитет.
Независимо от специфики экономического, культурного,
национально-исторического развития разных стран, в которых более или менее
успешно функционирует смешанная экономика, независимо от экономических теорий,
которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства в
них может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:
·
разработка
хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального
климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
·
поддержка
конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;
·
перераспределение
доходов и материальных благ, направленное, прежде всего, на обеспечение
социальных гарантии и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп;
·
регулирование
распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
·
стабилизация
экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также
стимулирование экономического роста;
·
предпринимательская
деятельность
[5,с.430].
Представленный перечень экономических функций государства
свидетельствует, что его экономическая роль отнюдь не сводится к руководству
государственным сектором экономики, то есть к предпринимательской деятельности
в рамках определенной группы предприятий, собственником которых оно является.
Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию
экономики в целом, всех его секторов как единой системы. Следовательно,
разгосударствление и приватизация, как правило, означающие количественное
сокращение государственного сектора экономики, может сопровождаться как
ослаблением регулирующей роли государства, так и ее усилением и расширением
выполняемых им экономических функций.
Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики,
при их рассмотрении в комплексе, образуют денежно-кредитную политику
государства. Под ней понимается "составная часть экономической политики
государства, направленная на обеспечение устойчивости национальной валюты, в
том числе стабильности покупательной способности и курса по отношению к
иностранным валютам, на основе регулирования денежного
предложения"[2,с.528].
Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования
экономики и посвящена предлагаемая работа.
Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не
является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана с прочими
регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной
деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого
предпринимательства и т.д.). Однако комплексное решение указанных задач
содержит в значительной степени и административные меры регулирования, поэтому
детальное рассмотрение этих разделов в работе не предусматривается.
Объектом курсовой работы является денежно-кредитная политика России.
Предметом - деятельность Центрального банка РФ.
Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных
методов государственного регулирования экономики, а так же выявить влияние
денежно-кредитной политики на экономику стран, понять действие инструментов
данной политики, подробно изучить кредитную систему Российской Федерации.
Следовательно, задачами курсовой работы являются:
·
раскрытие понятия
денежно-кредитной политики,
·
анализ принципов
денежно-кредитной политики,
·
рассмотрение
инструментов и критериев денежно-кредитной политики,
·
ознакомление с
основными направлениями единой государственной денежно - кредитной политики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
|