Проводимые в Российской Федерации радикальные преобразования,
ориентированные на рыночные отношения, потребовали разработки новой
бюджетно-налоговой и финансовой политики, выступающей важнейшей составной
частью в системе мер государственного воздействия на экономические процессы.
Построение федеративного государства с предоставлением максимальной
самостоятельности региональным органам власти и муниципальным образованиям в
решении социально-экономических задач на подведомственной им территории требует
создания адекватного механизма межбюджетных отношений, отвечающего и
общегосударственным интересам, и интересам субъектов РФ, и органов местного
самоуправления.
В настоящее время, несмотря на смену концепций, программ,
совершенствование бюджетного законодательства, модель взаимодействия уровней
власти все еще не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма.
Очевидным проявлением несовершенства межбюджетных отношений является чрезмерная
дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, то есть
наблюдается горизонтальный дисбаланс. Реалией современной действительности
является наличие высокодотационных регионов с низкой динамикой
социально-экономических показателей и невысоким уровнем жизни населения.
Недостаточная реализация таких принципов бюджетной системы, как
самостоятельность бюджетов, разграничение доходов и расходов, ведет к
потенциальной несбалансированности бюджетной системы, усилению тренда
вертикального финансового дисбаланса - росту профицита федерального бюджета при
увеличении дефицита бюджетов субъектов РФ.
Ключевой проблемой на региональном и местном уровне остается
недостаточное финансовое обеспечение. Уровень доходов региональных бюджетов
находится в прямой зависимости от положений федерального законодательства. В
таких условиях особую актуальность приобретают вопросы финансовой устойчивости
бюджетов региона.
На современном этапе особую важность приобретает организация бюджетного
процесса на региональном уровне, поскольку именно из бюджетов субъектов
Российской Федерации должна финансироваться значительная доля как
социально-направленных расходов, так и расходов на развитие экономики.
Объектом исследования выступает бюджет Самарской области.
Целью написания данной курсовой работы является анализ показателей финансовой
устойчивости региональных бюджетов и сферы их применения в бюджетном
планировании.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
выявление экономического содержания и особенностей формирования
регионального бюджета;
изучение методики оценки финансовой устойчивости регионального бюджета;
изучение содержания финансового управления региональным бюджетом;
раскрытие финансового состояния региональных бюджетов на современном
этапе;
анализ проблем совершенствования бюджетного процесса в регионах.
Для достижения поставленной цели методологической базой исследования
явились общенаучные методы системного подхода, методы группировки, обобщения,
сравнительного анализа, статистического анализа, а также финансового анализа.
1. Теоретические основы бюджетов субъектов РФ
|